Roland XP 10

Roland XP 10

Статья опубликована в мартовском номере журнала «Музыкальное оборудование» за 1997 г. Текст приводится в авторской редакции.

Выбор

В свое время я, пытаясь добиться маломальски приемлемого качества звучания своей музыки и не подорвать при этом семейный бюджет, довольно основательно намучился со звуковыми картами и дешевыми MIDI-клавиатурами. В конце-концов я понял, что надо покупать синтезатор — никакие «тартл бичи» не дадут нормального профессионального звука. К тому времени я скопил около 1000 долларов, и мне предстояло выбрать «рабочую лошадку» для работы с компьютером.

Вариант звуковой модуль/MIDI клавиатура был сразу отвергнут по причине элементарного неудобства (люблю я, чтобы все было в одной «коробочке»), хотя комплект типа клавиатуры Fatar 610 вместе с модулем Roland SC 33 или Yamaha MU 50 меня вполне бы устроил и по цене, и по звуку.

«Самоиграйки» тоже были нещадно отвергнуты — зачем платить за совершенно бесполезные стили и чахлые секвенсеры, если есть компьютер?  Если уж очень сильно понадобится автоаккомпанемент, то программы типа Band-in-box или Steinberg Music Station, не говоря о модуле Style Trax секвенсера Cubase, дадут гораздо больше, чем встроенные аккомпаниаторы домашних синтезаторов. Кроме этого, дизайн большинства инструментов такого класса лично у меня вызывает резкую неприязнь. Такое ощущение, что фирмы-производители домашних синтезаторов ориентируются исключительно на недоумков, которые кнопки могут отличить только по цвету — а как иначе можно объяснить безобразную попугайскую расцветку панелей управления таких устройств?

После таких рассуждений я решил послушать инструменты, предназначенные для работы с компьютером и имеющие для этого встроенный интерфейс.

Сначала я свой выбор остановил на синтезаторе Korg X 5 D — его комбинированные программы, которые первым делом демонстрируют в магазине, действительно очень хороши. Однако барабаны мне не понравились из-за плоского и вялого звука, а басы имели характерный синтетический окрас, что хорошо для танцевальной музыки, но не укладывалось в мои представления о звуке композиций.

Следующий инструмент был забракован очень быстро. Alesis QS 6 отчетливо щелкал при переключении пресетов, а сами звуки были очень неровными по качеству, несмотря на свою многочисленность.

Самым последним я слушал Roland XP-10. Он сразу мне понравился «фирменным» звуком (есть и у него проблемы, но об этом позже), наличием джойстика вместо колес модуляции и высоты тона и встроенным арпеджиатором — как выяснилось впоследствии, очень полезным устройством при работе над сбивками ударных и партией перкуссии. Он, конечно, сильно проигрывал по полифонии предыдущим синтезаторам (28 против 64), но и стоил всего лишь 700 долларов — цена более чем приемлемая. Так что я не особо раздумывал — и взял именно его.

Подключение к компьютеру

Моя радость по поводу нового приобретения омрачилась отсутствием в коробке кабеля для подключения инструмента к последовательному порту компьютера и дискеты с драйверами. Господа из фирмы Roland, ну не уж-то было сложно все это приложить к синтезатору и сделать цену больше на 15-20 долларов?  Все бы только «спасибо» сказали…

После непродолжительных поисков я нашел и кабель, и драйверы. Причем в компьютерном отделе магазина «Мир музыки», куда я обратился по этому поводу, драйверы мне переписали совершенно бесплатно (правда, за кабель содрали целых 20 $). Но оказалось, что под Windows 95 они не желают устанавливаться. Пришлось лезть в Интернет и скачивать все программное обеспечение оттуда (http://www.rolandcorp.com).

Подключив, наконец, синтезатор к компьютеру, я, было, обрадовался. Однако, мои злоключения на этом не кончились. Дело все в том, что интерфейс не желал корректно работать. Как только записывалось в секвенсере больше четырех дорожек — сразу начинали выпадать ноты, хотя я и не превышал искомых 28, заявленных в паспорте (реально одновременно звучали 8-10 нот). Сначала я грешил на программу Cakewalk 3.0, которая под 95-ми, кстати, в остальном вела себя совершенно нормально. Сменил секвенсер на Cubase 2.81, рассчитанный именно на эту операционную систему — результат тот же самый.

Тогда я провел захватывающий эксперимент: переформатировал системный винчестер (у меня их два) и поставил назад DOS 6.22 и Windows 3.11, в надежде, что интерфейс будут работать нормально с драйверами, подаренными мне в «Мире музыки». Но и это не помогло. Под обычными Windows все происходило точно так же, как и под 95-ми — записываешь 4 трека, а потом начинают выпадать ноты. Причем на секвенсер жаловаться в этом случае нет причин — и Cakewalk 3.0 и Cubase 2.81 отлично работали со звуковой картой Maui фирмы Turtle Beach, которую я незадолго до покупки нового синтезатора продал.

В результате всех этих приключений, я плюнул на драйверы, отправился в магазин и купил там MIDI-интерфейс Midiman Winman 2×2 за 90 долларов. После этого все заработало как часы и под обычными Windows, и под 95-ми.

Я допускаю, конечно, что в моем компьютере есть какие-то проблемы с последовательными портами, однако все тесты, которые я использовал для проверки, говорят об обратном. Так что я склонен больше пенять на фирму Roland, которая не удосужилась в комплект поставки включить нормальное программное обеспечение и кабель, поэтому пришлось использовать и то и другое весьма сомнительного  происхождения.

Звучание

Как я уже говорил, XP-10 вполне достоин своих собратьев по качеству звучания. 338 пресетов, 256 звуков, изменяемых пользователем, 64 программы-перфоманса и 16 наборов ударных вполне могут удовлетворить запросы музыкантов различных стилей.Так как мне чаще всего приходится писать на компьютере ритм-секцию и клавишные подклады (соло- и ритм-гитары я прописываю вживую на портастудию), то особое внимание я всегда уделяю звучанию баса и барабанов.

Среди набора басов XP-10 есть два, которые сразу привлекли внимание. Fretless Bass — имитатор безладового баса — великолепно вписался в композиции с живой акустической гитарой, добавляя ей эдакое бархатное придыхание. Fingered Bass 2 со своим жирным округлым звуком и явно выраженной атакой стал отличным партнером подкладочной электрогитаре — как примоченной, так и чистой. Остальные басы энтузиазма не вызвали, хотя и они вполне могут работать в соответствующей музыке. Особенно обидно, что слэповые тембры имеют явно синтетический призвук во время сустейна и затухания.

С барабанами, в целом, все тоже обстоит совершенно нормально — XP-10 имеет традиционный для Roland’а, сочный и хлесткий звук ударных, которые «пробивают» даже очень плотные аранжировки — я записывал, ради интереса, тяжелый «чес» в сопровождении синтезатора и все  звучало довольно бодро. Но, к несчастью, столь чудесную картину омрачают совершенно безобразные ride-тарелки — они будто позаимствованы с какой-нибудь недорогой звуковой карты. Причем, их звук настолько сильно выбивается из общей картины, что просто поражаешься — если памяти не хватало, нельзя что ли было урезать другой пэтч, например, редко используемые перкуссионные звуки, или выбросить один из пресетов?  Конечно, «железо» маскируется аранжировкой, но как хочется, иногда, где-нибудь в тихом вступлении раз-другой стукнуть по ride-тарелке…

Остальные же звуки совершенно нормальны: имитаторы живых инструментов довольно похожи на первоисточники и их вполне можно использовать даже на первых ролях, синтетическая часть традиционна для Roland’а и владелец XP-10 получает полный набор отлично звучащих как солирующих, так и подкладочных пресетов. Среди имитаторов инструментов особенно хочется выделить Flute 2 — потрясающе чисто звучащую флейту, с характерным придыхом и вибрацией. Такой пресет не на каждой рабочей станции можно найти, не говоря уже о более дешевой технике.

Функциональные возможности

Несмотря на свою низкую цену, XP-10 имеет все основные функции редактирования и управления в реальном времени. Все параметры доступны и по MIDI, поэтому не возникает никаких проблем при работе с секвенсером.

Клавиатура 61-клавишная, производит сообщение velocity. Послекасание не отрабатывается. Клавиатуру можно настроить в режим одноголосой игры (для имитации, например, духовых инструментов), обычной игры и режим разделения. Традиционный для Roland’а джойстик лично мне гораздо более удобен, чем раздельные колеса на других синтезаторах. А два программируемых слайдера здорово помогают при «живом» исполнении. По умолчанию, они управляют резонансом и частотой среза фильтра. При переходе в режимы наложения звуков или при включении арпеджиатора слайдеры автоматически переадресуются на управление соответствующими параметрами.

Наложение происходит двумя способами. В первом вы просто накладываете один звук на другой, а при помощи слайдеров управляете фильтром. Во втором способе каждому из слайдеров присваевается громкость одного из смешиваемых звуков — таким образом очень легко делать «наплывы» звуков друг на друга.

Операционная система организована довольно логично, несмотря на то, что приходится нажимать слишком много кнопок, если хочется подобраться к нужным параметрам редактирования звука. Но тут уж ничего не поделаешь — маленький дисплей (2 строки по 16 символов) диктует свои правила игры.

Процессор эффектов — стандартный для GS-синтезаторов: 2 группы по 8 эффектов каждая, причем все параметры редактируются. Нельзя сказать, что все эффекты великолепны — флэнджер и хорусы придают звуку металлический оттенок. Но все типы реверберации неплохи, а оба HALL’а можно использовать даже с большим уровнем — они довольно сочно звучат. А вот максимальное время задержки дилеев можно было сделать и побольше.

Также редактируются и сами звуки на уровне формы волны. Имеется 3 параметра: время атаки, время звучания (decay) и время затухания (release).  Все изменения записываются в пользовательские пресеты. Если же нужно сохранить результаты наложения звуков, или настройки арпеджиатора применительно к конкретному пресету, то для этого существуют перфомансы. Туда же сохраняются изменения частоты среза и резонанса фильтра. Кроме фильтра настраиваются глубина вибрато и изменения высоты тона для джойстика — Pitch’ем можно прыгать аж на две октавы вверх-вниз.

Кстати говоря, синтезатор спокойно можно подстраивать под внешние инструменты, если есть такая необходимость: точность настройки составляет 1/1000 полутона.

Как видите, XP-10 весьма неплохо функционально развит. Единственная проблема при редактировании — это слабая наглядность процесса. Но при помощи программы Canvas Man фирмы Music Quest эта задача очень легко решается — я обычно держу этот редактор звуков GS-синтезаторов открытым вместе с секвенсером. Еще одна претензия к Roland’у: можно было бы и включить эту замечательную программу в комплект поставки, как это делает Yamaha, поставляя со своими звуковыми модулями серии MU программу XG Edit.

Заключение

Итак, давайте подведем итог. Без всякого сомнения, XP-10 — великолепный синтезатор для своей ценовой категории. Однако, досадные недоработки производителя могут испортить жизнь кому угодно. Если бы Roland совсем немного постарался и дополнил комплект поставки некоторыми необходимыми вещами, а также решил проблему с ride-тарелками, то этому устройству можно было бы поставить жирную пятерку с плюсом. А так он тянет на совершенно твердую четверку и его можно смело рекомендовать всем музыкантам с ограниченным бюджетом,  желающим иметь дома полнофункциональный синтезатор для работы с компьютером.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Анти-спам (введите символы в цифрах) ***