Turtle Beach Tropez Plus, Roland RAP-10, Roland SCC-1

Turtle Beach Tropez Plus, Roland RAP-10, Roland SCC-1

Статья опубликована в июньском номере журнала «Hard’n’Soft» за 1997 г. Текст приводится в авторской редакции

Turtle Beach Tropez Plus

Tropez Plus — это доработанный вариант очень популярной среди музыкантов-любителей звуковой карты Tropez, которая пришлась по душе даже некоторым профессионалам. Изменения, в первую очередь, коснулись синтезаторной части — звук GM-набора из ROM стал гораздо лучше (хотя до профессионального качества все равно не дотягивает). Появился full duplex, которого в Tropez’е ощутимо не хватало и процессор эффектов. Максимальная частота семплирования увеличена до 48 кГц. Кроме этого, новая карта поддерживает plug-n-play. Все остальное осталось без изменений: возможность установки до 12 Мб RAM, для загрузки семплов, совместимость с Sound Blaster, отношение сигнал/шум — 89 дБ.

Естественно, я не мог пройти мимо такого многообещающего устройства и взял его на тестирование. Особенно меня заинтересовал plug-n-play — ведь карты фирмы Turtle Beach всегда были довольно капризны в установке.

Как я и ожидал, без проблем при установке не обошлось. Первым делом компьютер завис при загрузке BIOS’а — моя материнская карта Asusteс, поддерживающая plug-n-play, отказалась воспринимать Tropez Plus. Я перезагрузился, зашел в Setup и отключил режим автоконфигурации системы. После этого компьютер запустился. Правда, проработал он недолго — тарахтел-тарахтел винчестером при загрузке Windows 95 и снова завис. Я опять перезагрузился. Со второго раза Windows 95 распознали-таки карту и предложили вставить инсталляционную дискету.

Следующий круг приключений начался после установки программного обеспечения и перезагрузки компьютера. Windows 95 сообщили мне, что произошла неустранимая ошибка по некоему адресу и им хочется закрыть приложение. Что вызвало эту ошибку я так и не понял — то ли Tropez Plus, то ли еще что-то. Но после закрытия этого метафизического приложения Windows 95 снова завесили компьютер. Это немного похоже на приключенческий роман, но именно так все и происходило.

Только после четвертой (!) по счету перезагрузки система вроде бы заработала нормально (ни о каких ошибках в приложениях Windows 95 и не вспоминали).

Все это я рассказываю только потому, что у потенциальных пользователей Tropez Plus могут возникнуть те же проблемы что и у меня. Особенно неприятно зависание системы при загрузке BIOS’а — я с таким явлением столкнулся первый раз в жизни. Кстати говоря, у меня перебывало достаточно много звуковых карт и еще ни разу я не сталкивался с такими проблемами при установке.

В остальном же эта карта меня крайне порадовала.

Сначала я проверил качество оцифровки звука на частоте семплирования 48 кГц. Через линейный вход была записана с компакт-диска пятиминутная композиция группы King Crimson. Запись была сделана при помощи программы Sound Forge (Wave SE, которая входит в комплект поставки эту частоту семплирования не поддерживает). Запись была похожа на оригинал, за исключением немного «холодного» характера звучания и заметной «ватности» в верхах. Конечно, для студийной техники этот результат был бы признан весьма и весьма посредственным, но вспомнив о стоимости этой карточки, можно и не обращать внимание на эти проблемы.

После такого обнадеживающего начала я занялся изучением функционирования синтезатора WaveFront. Звуки, «зашитые» в ROM, конечно, стали лучше по сравнению с базовой моделью (исчезло противное шипение при воспроизведении), но их безжизненный и «плоский» характер мне не понравился. Конечно же, они гораздо лучше звучат, чем GM-наборы многих звуковых карт (в том числе и изделий Creative Labs), но до уровня карт серии XG фирмы Yamaha звуки с Tropez’а явно не дотягивают (естественно — на мой вкус). Загрузив же семплы в RAM, я убедился, что все осталось без изменений — семплер из Tropez Plus получается очень неплохой.

Процессор эффектов мне, в принципе, понравился. Он не шумит, как процессоры некоторых карт, да и алгоритмы реверберации, хоруса и фленжера были вполне на высоте. Дилэй на мой взгляд не очень хорош, а алгоритм изменения высоты тона неточно работает. Но они и не так часто используются как реверберация. Огорчает только то, что процессор обрабатывает линейный выход синтезатора и нельзя устанавливать уровень эффектов на каждом MIDI-канале, как это обычно делается в профессиональной технике.

Еще один непонятный для меня момент — это отсутствие в комплекте поставки программы Wave Patch — замечательного продукта Turtle Beach для редактирования семплов. В руководстве пользователя предлагается скачать WP на BBS в Интернете. Поэтому, если соберетесь покупать Tropez Plus обязательно попросите продавца записать вам эту программу. Или хотя бы сказать, где ее можно найти.

В целом, у меня осталось от карточки хорошее впечатление и даже проблемы при установке как-то забылись после того, как я пару дней поработал с этим устройством. Если вас заинтересует эта звуковая карта и вы соберетесь ее покупать, то мне кажется, что разумнее всего попросить продавцов установить Tropez Plus в ваш компьютер — этим вы избавите себя от возможных «фокусов» при инсталляции.

Достоинства: нормальное качество аудиотракта для карты такой стоимости, неплохой процессор эффектов, возможность установки до 12 Мб RAM (в продаже есть множество компакт-дисков с семплами)

Недостатки: GM-набор инструментов в ROM довольно среднего качества, возможные проблемы с установкой, отсутствие в комплекте поставки программы Wave Patch

Roland RAP 10

Это уже очень старая звуковая карта — она появилась на рынке года три-четыре назад. Однако, она почти не известна многим любителям компьютерной музыки, поэтому я решил восполнить этот пробел, тем более, что «старушка» вполне конкурентоспособна невзирая на  высокую цену.

Самое главное достоинство RAP-10 — это GM-набор инструментов в ROM. Он позаимствован с профессионального звукового модуля SC-7 и звучит соответственно. Именно этим и объясняется столь высокая цена на это устройство — все таки, на мой взгляд, среди звуковых карт нет ни одной, которая бы могла соперничать с изделиями фирмы Roland по качеству синтезаторной части. Это, конечно, в некоторой степени, уже дело вкуса — кому то, может, больше нравится Yamaha. Но хотя бы послушать эту карточку (или SCC-1, о которой речь пойдет ниже) все же стоит хотя бы из соображений ликбеза.

Процессор эффектов синтезатора тоже оченьхорош. Он производит два эффекта одновременно — реверберацию и хорус. Уровень эффектов регулируется независимо  на всех MIDI-каналах.

А вот записывает звук RAP-10 не самым лучшим образом. Я довольно плотно погонял эту карточку, записывая музыку с компакт-диска и оцифровывая «живые» инструменты. На мой вкус записи получаются немного плоскими, с вялыми низами и не очень выразительной верхней частью звукового спектра. Особенно хорошо это слышно при оцифровке акустических инструментов. Кроме этого, на сегодняшний день отсутствие полного дуплекса на дорогих звуковых картах — довольно серьезный недостаток.

К числу же достоинств этого устройства можно также причислить низкий уровень шумов и оригинальное программное обеспечение, которое, правда, вряд ли удовлетворит серьезного пользователя.

В общем, ощущения от этой звуковой карты далеко неоднозначные.  Все-таки чувствуется ее почтенный возраст. Вот если бы Roland выпустил обновленную версию RAP-10 с полным дуплексом и улучшенным аудиотрактом, то я первый бы выстроился в очередь за новинкой. Но, тем не менее, находятся до сих пор люди, которые покупают эту карточку. Кто слышал синтезаторы фирмы Roland, тот легко их поймет.

Достоинства: великолепные GM-набор инструментов в ROM и процессор эффектов, низкий уровень шумов

Недостатки: высокая цена, посредственное качество оцифровки звука

Roland SCC-1

Это устройство представляет из себя ни что иное, как профессиональный звуковой модуль SC-33, выполненный в виде звуковой платы. И все в SCC-1 подчеркивает принадлежность к профессиональной технике: выходы, выполненные на разъемах RCA, а не на миниджеках, отсутствие программного обеспечения (только дискета с драйверами под DOS), подробная инструкция, изобилующая деталями и ориентированная на профессионалов и, конечно, совершенно феноменальный для мультимедийных устройств звук. Насчет мультимедиа — это не мое изобретение. На коробке этой карты написано, что она предназначена именно для высококачественных мультимедиа-приложений. Впрочем, это понятно — профессионалы, все-таки, предпочитают автономные устройства.

Эта карта имеет 226 пресетных и 128 изменяемых звуков, 28 нот полифонии и 16-частную мультитембральность. В наличии имеется процессор эффектов, который может производит 2 эффекта одновременно.

Когда я установил устройство в компьютер, мне даже стало скучно — инсталляция прошла удивительно гладко и быстро. Нужно было только активизировать стандартный драйвер MPU-401, который есть во всех версиях Windows. И никаких вам аппаратных конфликтов или еще чего-нибудь щекочущего нервы.

После перезагрузки Windows я открыл стандартный Медиа плейер, выбрал какой-то MIDI-файл, нажал на кнопку «Пуск» и остолбенел — настолько звучание было близко к моему синтезатору Roland XP-10, что я даже проверил, не включил ли я его случайно вместо звуковой карты.

После этого я занялся сравнением звуков своего синтезатора и SCC-1. Никакой разницы я не обнаружил, за исключением нескольких модных звуков, которые и отличают серию XP от предыдущих синтезаторов. У карточки был немного больший уровень шумов, правда, почти незаметный для неискушенного слушателя (RAP-10 шумит, кстати, больше).

В общем, я прямо на следующий день отдал SCC-1 в фирму, у которой эта карта была взята на тестирование — изучать мне было совершенно нечего. Но я еще раз убедился в том, что Roland делает действительно очень качественную технику (правда и просит за нее недешево).

В общем, SCC-1 имеет смысл покупать, если вам требуется профессиональный источник звука и вы хотите сэкономить долларов 100-150 на корпусе и жидкокристаллическом дисплее (именно этим отличается SCC-1 от звукового модуля SC-33).

Достоинства: великолепный звук синтезатора

Недостатки: не обнаружены

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Анти-спам (введите символы в цифрах) ***