Законы Ману: Магадхско-маурийская эпоха (4)

3.2. Магадхско-маурийская эпоха


Развитие экономики, связанное с процессами разделения труда, вызывало потребность в образовании более крупных политических объединений — государств общеиндийского масштаба. Преградой дальнейшему развитию производственных сип были многочисленные границы (и не только территориальные) между небольшими городами-государствами (джанападами), например, в пуранах упоминается 175 джанапад.

В результате завоеваний и объединения отдельных городов-государств возникли махаджанапады, сильнейшими из которых стали Кошала и Магадха, которая стала самым сильным и крупным государством в VII-V вв. до н.э. в правление династии Шишунага. В конце У в. до н.э. ее сменила династия Нандов, объединившая все государства долины Ганга.

В 326 г. до н.э. в долину Инда вторглась армия Александра Македонского. Оставленные им гарнизоны в Пенджабе и Спиде были перебиты восставшими во главе с Чандрагуптой. Около 317 г. он свергает и Нандов, основывая свою династию Мауриев.

Наибольший расцвет приходится на правление его внука Ашоки (268-231 гг. до н.э.), захватившего почти всю Индию. После его смерди начинается распад державы. Около 180 г. до н.э. последний представитель Мауриев был убит своим военачальником, основавшим династию Шунтов. Начались тяжелые войны с греко-бактрийцами. Во II-I вв. до н.э. северо-западная часть страны попала под власть греков и саков, а затем и парфян.

Несмотря на непрочность, держава Мауриев впервые установила постоянные связи между различными районами, наметила общие черты в управлении, материальной культуре, социальной организации, что особенно сказалось на отсталых племенах. Были налажены дипломатические отношения со странами Запада. Возникают и оформляются многие институты государственного управления. Оплотом центральной власти были такие многолюдные, богатые и сравнительно благоустроенные города как столица Магадхи Паталипутра, Варанаси, Раджагриха и др. Это — административные центры, в ведении каждого могло находиться до 200-800 деревень (Артхашастра 11.1-3).

Индийские ученые Н.К.Синха и А.Ч.Банерджи пишут: «Артхашастра» дает нам представление о политической системе, которая «беспощадна в своих принципах». Император, его армия, его бюрократический аппарат, его отличная административная организация, его сыновья, наделенные властью и занимающие положение наместников в отдаленных провинциях, хорошо организованная система шпионажа — все это раскрывает перед нами картину всеохватывающего деспотического правления». 1

Земледелие стало ведущей отраслью. Специальные чиновники следили за ходом сельскохозяйственных работ, мерили землю, собирали налоги. Власти оказывали помощь в сооружении водохранилищ и каналов, в обработке пустошей, т.к. налогом обкладывалась не земля, а урожай — им обычно была 1/6 часть. Правовые земельные отношения того периода подробно исследованы А.М.Самозванцевым.2 Скотоводство обеспечивало земледельцев тягловым скотом, дойными коровами, поставляло коней и слонов для военных нужд.

В долине Ганга переход от родовой к сельской соседской общине, связанный с увеличением значения производственных и территориальных отношений, в основном завершился к середине I тыс. до н.э. (В отсталых районах Индии и в настоящее время можно еще встретить родовую и сельскую общины на самых разных стадиях развития).

Большая семья начинает распадаться — появляются законы о разделе имущества при наследовании, земля могла переходить к другим хозяевам, даже не живущим в деревне. Новые собственники становились членами общины — ее земельный фонд считался нерушимым. Деревня содержала своих ремесленников и слуг: горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, прачку, а также сторожа, пастуха, мусорщика, жреца-астролога.

Основной административной единицей было селение (грама). Назначался староста для каждой деревни, управители десяти, двадцати, ста и тысячи деревень, отвечающие за порядок в них и сбор налога (Ману. VII.115-118). Налоги накладывались не на отдельных земледельцев, а на общину в целом и шли на содержание чиновников государственного аппарата и армии.

Централизованное государство обеспечивало общинникам нормальную жизнь и безопасность от внешних вторжений, защиту личности и имущества. Это отмечал и Мегасфен: «Земледельцы освобождаются от военной службы, их работы не нарушаются ничем; они не ходят в город, не занимаются никакими другими делами, не несут никаких общественных обязанностей». 3

Ремесленники и торговцы объединялись в производственные корпорации — шрени. Наличие материалов, полезных ископаемых вело к специализации целых деревень: кузнецов, горшечников и др. Как сельские, так и городские ремесленники работали только на заказ — «в известных пределах существовало товарное обращение, но не существовало товарного производства как такового, то есть имевшего целью создание прибыли путем изготовления товаров специально для рынка», — так характеризует производство того времени И.М.Дьяконов.Славились золотых дел мастера, оружейники, ткачи, резчики по дереву и камню.

Создание объединенного государства способствовало развитию торговли, как внутренней, так и международной. Государство заботилось о строительстве дорог, за их повреждение были установлены большие штрафы (Артхашастра.III.10). Расширение речной, и в особенности морской торговли вело к развитию судостроения, росту портовых городов, таких как Бхарукаччха, Супара и др. Чиновники зорко следили за движением всех товаров, изменениями цен, действиями шреней торговцев. Учитывая их прибыль, облагали немалыми налогами. Был создан совет по приему иностранных купцов. В VI-V вв. до н.э. появляются первые индийские монеты, имеют хождение также персидские и греческие. О широком развитии денежного обращения свидетельствует » Артхашастра», в которой штрафы и жалования чиновников установлены уже в денежном выражении.

Централизация поколебала позиции ортодоксального брахманизма, а с ним — и брахманов. Преимущественное положение в идеологической сфере стали занимать кшатрии. Будде приписывают определение их как лучшей из варн. Начинает выдвигаться служилая знать, появляются даже царские династии из рядов прочих варн (Ману,IV.61,84). Места в государственном аппарате занимают богатые вайшьи. Но основная их масса уравнивается с шудрами и обозначается тенденция рассматривать их вместе (Ману, VIII.418). Это было следствием повышения социального положения пудр, которые были заняты уже во всех сферах экономики, в том числе и земледелии. Однако, в большинстве своем шудры были ремесленниками, т.к. услужение, считавшееся их обязанностью, предполагало все виды работ, производимых не для своей семьи (Ману, VIII.410-414; х.99). Широко идет обособление местных групп родов по социальному положению, этническим, профессиональным, наследственным признакам — процесс образования каст.

Значительное идейное брожение середины 1 тыс. до н.э. (при сохранении, впрочем, основных позиций за ведийско-брахманской традицией), появление множества шраманских учений было вызвано назревшими запросами развивающегося общества. «Пусть почитается и чужая секта при каждом удобном случае. Если делают так, то развивают свою и помогают тигле чужой. Золи поступают наоборот, то разрушают свою секту и вредят чужой,» — сказано в наскальном эдикте Ашоки.5 Но над всеми религиозными системами был поставлен принцип дхармы — комплекса этических норм, это диктовалось необходимостью укрепления империи — он должен был служить основой идеологического единства, невзирая на все этнические, социальные и религиозные различия.

В наибольшей степени этот принцип воплотил индуизм, который, восприняв ряд положений ведизма-брахманизма (учение об Абсолюте, о карме и саясаре, обряды, аскетические обеты и медитации), создал концепцию «триединого образа» (тримурти): Брахма, Вишну и Шиша, как основные манифестации единого Абсолюта (Брахмана). Слияние личных божеств со всеобъемлющим Абсолютом позволило связать сложные мировоззренческие построения с народными верованиями. Таким образом, индуизм внешне предстает конгломератом различных сект, школ и направлений, не имеющим организации даже в местном масштабе, опирающимся только на общие конфессиональные установки.

Основным течением в этот период был вишнуизм. Благодаря отождествлению местных божеств (Санкаршаны-Баладэвы, Васудэвы-Кришны) с брахманским богом Нараяной-Вишну, он значительно увеличил свою популярность. Горские племена поклонялись Шиве. Их обряды Мегасфен описывал как культ Диониса.

Возникают новые учения — буддизм и джайнизм, отрицающие многие установки брахманизма. Этнические и родоплеменные отличия, родовитость отводятся на второй план перед приобретенным духовным совершенством. Эти принципы буддизма и джайнизма делали их подходящей основой для идеологии складывающихся крупных государств. Их реалистичность привлекала к себе политиков, но теоретические построения оставались непонятными для общинников, которые продолжали совершать прежние религиозные обряды. Поэтому даже расцвет буддизма при Мауриях и Кушанах не лишил брахманизма традиционного влияния.

Появление письменности дало большой толчок развитию знаний. Оформляются философские школы — даршаны. Большое распространение получают поэтические и фолклорные произведения, политическая и религиозная литература. Но это не ослабляет устную традицию, по-прежнему обеспечивающую передачу большинства текстов вед. Развиваются музыка и театр. Высокого уровня достигают строительное искусство и архитектура.


1 Синха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. С.65.

2 Самозванцев А.М. Теория собственности в древней Индии.

3Цит. по: Бонгард-Левин, Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. С.298.

4 Дьяконов И.М. Община на древнем Востоке… С.19.

5 Цит. по: Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. С.238.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам (введите символы в цифрах) ***