2. Обзор использованных источников и литературы
«Применение материалистической диалектики, — писал В.И.Ленин, — к переработке всей политической экономии, с основания ее,- к истории, к естествознаний, к философии, к политике и тактике рабочего класса,- вот что более интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли». 1
Такими работами в области всеобщей истории явились «Антидюринг»2 и «Происхождение семьи, частной собственности и государства»3 Ф.Энгелъса, в области индологии — статьи К.Маркса «Британское владычество в Индии»4 и «Будущие результаты британского владычества в Индии»5 В них раскрыта сущность сельской общины как пережитка древности. К.Марксу принадлежит и определение восточной деспотии, причину возникновения которой он связал с условиями материального производства. До него причину существования деспотий видели в особенностях психики восточного человека.
«Марксизм не основывается ни на чем другом, — подчеркивал В.И.Ленин, — кроме как на фактах»6. С точки зрения ленинской теории отражения, воссоздание исторического прошлого человеческого общества возможно только на основе изучения фактов. Именно они дают возможность отделить достоверное от недостоверного, исторически значимые явления от не имеющих исторического значения. «Всякий исторический источник есть прежде всего остаток какого-нибудь исторического факта, и если подлинность источника несомненна, то он может служить для восстановления того исторического факта, частью или остатком которого он является», — уже в 1925 году заявил Н.Г.Авдеев7.
Источники всегда несут на себе отпечаток своих создателей, свидетельствуют о событиях прошлого сквозь призму их сознания, что также является, в свою очередь, определенным историческим фактом, требующим внимательного ознакомления и изучения. Каждый источник является диалектическим единством объективного и субъективного, отражая лишь представления о социальных явлениях, сложившиеся в умах людей той эпохи. Религиозный характер древнеиндийской литературы и длительная традиция ее устной передачи обусловили наличие в ней значительной доли субъективизма.
Древнейшими индийскими источниками являются Веды — священные тексты божественного откровения, рассматриваемые как шрути (услышанное), в отличие от предания смрити (напомненное). К шрути относятся самхиты — «Ригведа» (гимны), «Самаведа» (песнопения), «Яджур-веда» (жертвенные формулы) и «Атхарваведа» (магические заклинания). Им соответствуют брахманы — прозаические объяснения их текстов, ариньяки — наставления для отшельников и упанишады — релириозно-философские трактаты. К смрити относится литература сутр, толкующая вопросы религии, философии, науки, этики, повседневной жизни. Дхармасутры разъясняют домашние обряды и правила семейной жизни, социальное положение людей и их взаимоотношения.
На этой основе были созданы сборники этика-правовых наставлений — дхармашастры, для лучшего запоминания написанные стихами. Самый известный из них — «Манавадхармашастра», или «Ману-смрити» — «Законы Ману» (Ману — мифический прародитель человечества). Они написаны на рубеже нашей эры на основе более ранних сочинений о дхарме и состоят из 12 глав (2650 стихов-шлок), в которых говорится о сотворении мира, происхождении варн, правах и обязанностях людей, совершении обрядов, об организации управления и обороны государства и т.д. Текст отличается религиозной тенденциозностью, присущей брахманской литературе и краткостью изложения, что объясняется, видимо, трудностью запоминания при устной передаче от поколения к поколению. Дидактическая направленность ярко выражается в стремлении выдать брахманские пожелания за реальность. К.Маркс назвал ее «поповской книгой»8.
Впервые перевел «Законы Ману» с санскрита на английский В.Джонс в 1794 г. В 1913 г. в Петербурге вышел перевод Д.С.Эльмановича. Недостатки этой работы были исправлены Г.Ф.Ильиным в издании, вышедшем в 1960 г. 9 «60-е годы,- можно сказать, начальный период изучения истории древней Индии в СССР. Первые самостоятельные работы в этой области появились лишь к началу 50-х годов (прежде всего статьи Г.Ф.Ильина)»10.
Первым обобщающим трудом но истории древней Индии явилась опубликованная в 1969 г. монография Г.М. Бонгард-Левина и Г.Ф.Ильина «Древняя Индия: Исторический очерк»11. Ее второе издание увидело свет в 1985 г. под названием «Индия в древности»12. А.А.Вигасин пишет о нем: «Рецензируемый труд достаточно полно представляет ступень, на которой находится в настоящее время наша индология (и в какой-то мере индология вообще), она подводит итоги сделанному в науке. Она охватывает основательно и детально практически все аспекты истории и культуры древней Индии. […] Но значение данной книги далеко выходит за пределы только индологии. Она является важным вкладом в изучение древнего мира в целом…»13
К числу работ обобщающего характера относится и изданная в 1982 г. под редакцией И.М.Дьконова, В.Д.Нероновой и И.С.Свентицкой «История древнего мира»14, о которой В.Никифоров отзывается так: «…Появление обобщающего труда — целое событие в науке. Для древней истории таким событием стал выход «Истории древнего мира» в трех томах, подытоживший знания, известные в науке ж середине семидесятых годов двадцатого века. […] Недаром один из главных авторов концепции «Истории древнего мира»- выдающийся советский историк, специалист по странам Древнего Востока, профессор Игорь Михайлович Дьяконов — горячий сторонник идеи единства мирового процесса»15.
Из специальных исследований необходимо упомянуть вступительный доклад И.М.Дьяконова, прочитанный в 1962 г. на дискуссии по проблеме родовой и сельской общины на древнем Востоке, которая состоялась на 11 Всесоюзной сессии по изучению древнего Востока в Ленинграде16, монографии М.0.Косвена17, А.И.Самозванцева18, М.К.Кудрявцева19 и Л.Б..Алаева20, статьи Ю.И.Семенова21 и Е.М.Медведева22.
1 Ленин В.И. Переписка Маркса с Энгельсом // ПСС. Т.24. С.264.
2 Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.
3 Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
4 Маркс К. Британское владычество в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.9.
5 Маркс К. Будущие результаты британского владычества в Индии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.9.
6 Ленин В.И. Экономическое содержание народничества // ПСС. Т.1. С.411.
7 Авдеев Н.Г. О научной обработке источников но истории РКП(б)) и Октябрьской революции // Пролетарская революция.1925. № 1. С.158. Цит. по: Пронштейн А.П., Данилевский И.Н. Указ.соч. С.19.
8 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 45. С. 383.
9 Законы Ману. Пер. С.Д.Эльмановича, прав. и испр. Г.Ф.Ильиным. М., 1960.
10 Вигасин А.А. Рец. на кн.: Г.М.Бонгард-Левин, Г.Ф.Ильин. Индия в древности // ВДИ, 1987. № 1. С. 220.
11 Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Древняя Индия: Исторический очерк. М., 1969.
12 Бонгард-Левин Г.М., ИЛьин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
13 Вигасин А.А. Указ. соч. С. 238.
14 История древнего мира. Под ред. И.М.Дьяконова, В.Д.Нероновой и И.С.Свентицкой. М., 1982.
15 Никифоров В. К началу истории // Знание-сила, 1985, #1. С.23.
16 Дьяконов И.М. Община на древнем Востоке в работах советских исследователей // ИДИ, 1963, № 1.
17 Косвен М.0. Семейная община и патронимия. М., 1963.
18 Самозванцев А.М. Теория собственности в древней Индии. М., 1978.
19 Кудрявцев М.К. Община и каста в Хиндустане. М., 1971.
20 Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии: Основные этапы эволюции. М., 1981.
21 Семенов Ю.И. Проблема социально-экономического строя древнего Востока // НАА, 1965. № 4.
22 Медведев Е.М. К вопросу о социально-экономическом строе древней Индии // НАА, 1966. № 6; Медведев Е.М. Феодальные отношения в древней и средневековой Индии // НАА, 1970. №3.