Законы Ману: Ведийский период (3)

3. Индия в древности


…Мы все же не должны забывать, что эти идилистические сельские общины, сколь безобидными они бы ни казались, всегда были прочной основой восточного деспотизма, что они ограничивали человеческий разум самыми узкими рамками, делая из него покорное орудие суеверия, накладывая на него рабские цепи традиционных правил, лишая его всякого величия, всякой исторической инициативы.

К.Маркс. Британское владычество в Индии

3.1. Ведийский период

Начало распада индоевропейской общности народов, населявших степи Причерноморья, большинство исследователей относят к III тыс. до н.э. Открытия археологов указывают на активное продвижение северных степных племен на юг Средней Азии, на территорию Ирана и Индии во второй половине II тыс.- начале I тыс. до н.э. Хозяйственное освоение ими долины Ганга, покрытой джунглями, с редкими поселениями охотников и рыболовов, привело к возникновению первичных государств, ставших впоследствии центром культуры и государственности Индии.

Но было бы упрощением представлять этот длительный и стихийный процесс как организованный ариями завоевательный поход. Они, конечно, оказывали сильное влияние на местную культуру, однако, и сами приспосабливались к ней. Употребление индоариями, по свидетельству лингвистики, дравидийских и мундских слов религиозного, хозяйственно-бытового значения, обозначающих местную флору и фауну, было следствием не только лексического обогащения санскрита, сколько заимствования элементов материальной и духовной культуры.

«Нам нет нужды представлять себе людей «Ригведы» ни как наивных пастушков, ни как орду грубых дикарей, ни, с другой стороны, как людей утонченной культуры. Картина, которую развертывают перед нами эти песнопения… показывает, что арийские индийцы были деятельным, жизнерадостным и воинственным народом, имевшим простые и отчасти еще дикие обычаи…» 1

Индоарийские племена двигались по рекам, пробиваться через джунгли помогало железо и развитое коневодство. Известный индийский историк Д.Косамби считал это распространением общества «производителей продуктов питания» по территории «собирателей пищи» с их взаимной ассимиляцией и распадом племенного строя2. Направление колонизации показывает распространение на юго-восток культуры серой расписной керамики, которая по времени и ареалу совпадает с ведийскими сочинениями. Создатели этой культуры были знакомы с рисом, пшеницей, ячменем, выращивали сахарный тростник, просо, бобовые, кунджут, лен, хлопчатник, фрукты. Пахали плугом на волах, применяли и искусственное орошение: колодцы с водоподъемными колесами упоминаются в Ригведе (VIII.69.12). Разводили коров, волов, коз и овец, верблюдов и лошадей. Основные плодородные земли были освоены ими уже к середине 1тыс. до н.э.

Древнеиндийские города в своем большинстве возникали из разросшихся сельских общин как административные центры, как столицы государств. Их значение менялось в прямой зависимости от военных успехов, так как они были, в первую очередь, опорными пунктами знати, хотя и неизбежно притягивали ремесленников и торговцев для обслуживания нужд государства и его аппарата. Ремесленники производили сельскохозяйственные орудия, ткани, посуду из металла, дерева и глины, украшения, оружие и пр. В вeдах упоминаются кузнецы, плотники, гончары, кожевники, ювелиры, плетельщики матов и корзин, цирюльники и виноделы и более узкие специалисты — изготовители колес, лучных тетив. Специализация мастеров предполагала и их кооперацию при изготовлении таких сложных изделий, как, например, колесницы. Есть сведения о деревнях кузнецов, ткачей, плотников и др.

Территориальное и профессиональное разделение труда требовало регулярного обмена. Появились торговцы и ростовщики, удовлетворяющие потребность в кредите. Мерой стоимости поначалу служили коровы и шейные украшения — «нишка», монеты получили широкое распространение лишь к V в. до н.э. На рубеже I тыс. до н.э. в Индии существовали мелкие примитивные государства, границы которых были весьма неопределенными. Правители называли себя царями не страны, а племени или народа.

«Вся история древнего Востока показывает, что древнейшие государства вырастают не из племенных союзов — сразу в виде целых империй, а на основе отдельных территориальных общин, которые естественно тяготеют к одному центру (горная долина, магистральный оросительный канал), т.е. большей частью в виде городов-государств или номов».3

Таким образом, древнейшие государства представляли из себя сосуществование цивилизованной общины — города и первобытных сельских общин, группирующихся вокруг него. Последние были источником продуктов питания и сырья, первые производили более совершенные орудия труда, организовывали крупные общественные работы, обеспечивали защиту от набегов врагов. К концу ведийского периода в Северной Индии насчитывалось 16 значительных государств4.

Имущественная и социальная дифференциация разлагала первобытнообщинные отношения. Однако она мало затрагивала натуральное хозяйство сельской общины. «Это заложено в ее предпосылке, — писал К.Маркс,- то есть в том, что отдельный человек не становится самостоятельным по отношению к общине, что объем производства рассчитан только на обеспечение собственного существования..»5 При господстве общинной собственности специализироваться, а следовательно, богатеть и беднеть могут только общины , но не индивидуумы. В этих условиях общественная дифференциация зачастую проходила не внутри рода или племени, а между ними, так как рода-племенные отношения (наследственное пользование, эндогамия, ритуальная чистота и пр.) в большой степени повлияли на оформлявшиеся сословные различия.

Постепенно знатные роды одного племени стали считать знатные роды другого племени более близкими себе, чем незнатных соплеменников. Но основным признаком, во которому шло разделение, был, безусловно, круг наследственных занятий. Так возникли варны — исключительная особенность древней (отчасти и сегодняшней) Индии. Жречество и военная знать, начавшие выделяться еще в индоиранское и даже в индоевропейское время, составили варну брахманов («знающих священное учение») и кшатриев («наделенных могуществом»). Основная масса индоариев образовала варну вайшьев (общинников). Члены этих варн в детстве проходили обряд ведийского посвящения, который считался «вторым рождением», поэтому они назывались «дваждырожденными».

Их жизнь делилась на четыре периода (ашрамы): в первом ученик (брахмачари) должен был изучить Веды, служа учителю (гуру); во втором он женился и становился домохозяином (грихастхой); в третьем — уходил в лес отшельником (ванапрастхой); в четвертом — становился бродячим аскетом (саньяси). Корни этой традиции восходят к дровней системе возрастных групп. Варна шудр сформировалась позднее, вероятно, из местных племен.

На ранних этапах первобытного строя чужаки (отбившиеся от своего племени или потомки побежденных) либо становились общинниками наравне с остальными, что было нечасто, либо, в большинстве случаев, в общину не принимались и тем самым обрекались на гибель. Социальная дифференциация дала возможность для более компромиссного решения подобных вопросов: чужаков в общину стали принимать, но равных прав они не получали. Они не участвовали в племенном или общинном собрании и решении общественных дел, были отстранены от культа, но проходили обряда посвящения и назывались, в отличие от остальных варн, «единождырожденными», шудрами.

Для людей того времени очень трудным было выражать обобщения, абстрактные понятии. Для этого использовались преимущественно чувственно-наглядные ассоциации. При этом имя воспринималось как часть именуемого в сипу той же неразвитости представлений. Из этого понятно, почему, даже не отождествляя небо с реальной женщиной, рождающей солнце, древний человек мог приносить небу жертвы как женщине богине6.

Пантеон «Ригведы»представлен персонажами индоевропейского, индоарийского и индийского периодов. Главным принципом было обожествление природы как целого. Сами боги легко приобретают свойства и теряют их. Богов было от 33 до 33 сот, а позже — миллионы. Они антропоморфны, живут подобно людям, верховного бога нет. Темные силы представлены асурами, демонами, ракшасами, людоедами и др. Все в мире происходит благодаря богам, а они живут жертвоприношениями — тем, что сгорает в огне.

Жертвенный культ воспринимался как органическая часть мира. Обрядами сопровождались практически все действия: начало пахоты, сева, жатвы, молотьбы, сооружение колодца, закладка сада, постройка дома и пр., как и любое событие в личной или общественной жизни. Точное знание всех ритуалов было не под силу одному человеку, брахманы специализировались на знании определенных частей вед, на выполнении различных ритуалов. По мнению Д.Косамби, унификация брахманами культов различных племен способствовала их объединению7.

В период образования первых государств в долине Ганга мифологические образы вед сменяются попытками выработать последовательный, целостный взгляд на мир. Певцы и поэты «Ригведы» сменяются мудрецами и философами упалишад. В центре внимания брахманизма находятся уже вопросы о человеке, его сущности и цели бытия. Варновый строй освящается учением о карме: рождение в высшей варне является вознаграждением за исполнение своих обязанностей в прошлой жизни. Возможно возрождение в виде любого животного или даже растения (саясара). Это высший закон бытия, он не зависит и от воли богов. Возможно, что это попытка в мифологизированной форме осмыслить идеи круговорота веществ. Так в предании «О четырех веках» (Крита или Сатья, Трети, Двапара и Кали) отражаются неясные представления о смене исторических эпох.

Мегасфен отмечал: «По их представлениям, ничто из того, что случается с людьми, само по себе ни хорошо, ни плохо, потому что иначе по одному и тому же поводу одни люди не могли бы печалиться, а другие радоваться; те и другие как бы живут во сне»8. Конечная цель, достигаемая соблюдением всех ритуалов и усилиями духовного познания — освобождение от сансары, т.е. избавление от новых рождений, а значит, и смертей.

В ранневедийскую эпоху письменности не существовало. Веды передавались устно от учителя к ученику. Научные знания представлены ведантами (частями вед) — шикша (фонетика), чхандас (метрика), вьякарана (грамматика), нирукта (этимология) и джьотиша (астрономия). Развиты медицина, математика, геометрия.

Относительно низкий уровень материального производства, при котором были достигнуты значительные успехи в науках, позволяет сделать вывод о том, что в основе их лежали не столько практический опыт и наблюдения, сколько точные умозрительные заключения.


1 Сикха Н.К., Банерджи А.Ч. История Индии. М., 1954. С.43.

2 Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968. С.7-8.

3 Ильин Г.Ф., Дьяконов И.М. Индия, Средняя Азия и Иран в первой половине 1 тыс. до н.э. // История древнего мира.С.349.

4 Всемирная история: В 10 томах. Гл. ред.: Е.М.Жуков и др. Т.2. М., 1956. С.546.

5 Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. С.474.

6 См.: Дьяконов И.М. Возникновение земледелия… С.45.

7 См.: Косамби Д. Культура и цивилизация древней Индии. С.95

8 Цит. по: Бонгард-Левин М.Г. Древнеиндийская цивилизация: Философия, наука, религия. М., 1980, С.63.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам (введите символы в цифрах) ***