Европа: новогодние концерты.

Русалки, цыганки и амазонки
Обзор новогодних концертов в Европе
Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото Андрея КРЕМПЕРА
Баден-Баден – Москва


А.Хартерос

Европейский Новый год разительно отличается от нашего прежде всего тем, что он никак не связан с Рождеством. Последнее наступает за неделю до Нового года и отличается традициями тихого семейного празднования. А Новый год – это публичный праздник с танцами, музыкой и шампанским. 31 декабря вечером надо непременно куда-то пойти – в театр, на концерт, на уличное шоу.

И театры тщательно готовятся к 31 декабря, придумывают разнообразные программы. Причем, время показывает, что выигрывают скорее не те заведения, где традиции соблюдаются, а те, которые традиции нарушают. Понятно, что повсеместно идут “Щелкунчики”, и билеты на них выкупаются вперед за три месяца, но они идут и без Нового года на ура, даже летом. Новогодняя “Летучая мышь” уходит в прошлое, хотя некоторые оперные дома, которым удалось заполучить культовых исполнителей на главные партии, по традиции играли шедевр Штрауса – в Вене и Мюнхене, например, а в Лондоне не стали – выбрали другую вещь, тоже классическую для зимних празднеств, но более серьезную – “Гензель и Гретель” Хумпердинка.

Самыми выигрышными программами оказываются новогодние гала-концерты, большая часть которых транслируется по телевизору. В Германии едва не разразился скандал по этому поводу, так как ведущие каналы захотели транслировать несколько интересных концертов из разных европейских залов одновременно. Благо, благодаря DVD-рекордерам меломаны смогли что-то смотреть в прямой трансляции, а что-то в записи. Но битва разыгралась знатная. Берлинскими филармониками в отсутствие их шефа сэра Саймона Рэттла руководил 31 декабря молоденький музрук Лос-Анджелесского филармонического оркестра венесуэлец Густаво Дудамель, большой охотник до всякого рода шоу и, кстати, очень внимательный к певцам дирижер. Программу концерта составили отнюдь не хиты, хотя, если поет Элина Гаранча, хитов в любом случае не бывает. Она подготовила французский репертуар, куда включила редко исполняемые арии и песни. Этот концерт можно посмотреть по medici.tv – как минимум месяц он будет доступен для зарегистрированных пользователей. А сэр Саймон Рэттл в декабре осуществлял другое важное событие своей жизни – у него прошел дебют в Мет с оперой “Пеллеас и Мелизанда”, в заглавной партии с его женой Магдаленой Коженой.

Пока первый немецкий канал показывал Дудамеля и Гаранчу, ZDF конкурировал с ними концертом из Дрездена (также прямая трансляция). За пультом оркестра Земперской оперы стоял Кристиан Тилеман, а на сцене царила главная американская дива Рене Флеминг с ариями из “Веселой вдовы”. Оперетта не самая праздничная и не самая зажигательная, но Флеминг и Тилеман любят рисковать, дерзко полагая, что они сами и их искусство воплощали собой праздник. Что отчасти верно, однако, как гласит статистика, первый канал, Гаранча и Берлинские филармоники собрали в новогоднюю ночь больше телезрителей.

Первого января – традиционное продолжение меломанской трапезы, в которой с недавних пор могут участвовать и россияне, так как теперь и на нас распространяется могущество австрийского канала ORF с ежегодным новогодним концертом. Венские филармоники играют Штрауса, каждый год под руководством разного дирижера. Впрочем, в этом году выбор был предсказуемым. С начала сезона в Венскую Оперу пришел новый музыкальный руководитель Франц Вельзер-Мёст, который еще ни разу не дирижировал названным концертом, так что все карты указывали на него. На мой взгляд, этот концерт сильно отличался от предыдущих своей изысканной программой – из хитов Вельзер-Мёст сыграл только обязательные (никак нельзя их пропустить) вальс “На прекрасном голубом Дунае” и Марш Радецкого, без всякой торжественности, кстати, что тоже в плюс дирижеру. Из огромного композиторского наследия семейства Штраусов он выбрал такие раритеты, как “Полька амазонок”, “Дебютная кадриль”, “Галоп фуриозо”, полька “Издалека”, вальс “Дунайская русалка” и другие пьесы с не менее забавными названиями. Вельзер-Мёст как руководитель оркестра производит всегда очень серьезное впечатление. Чтобы стать музыкальным руководителем одного из самых престижных оперных домов мира, он – человек без знакомств и связей – прошел долгий и тернистый путь. Главными достижениями музыканта являются продемонстрированный на многих фестивалях высочайший уровень руководимого им Кливлендского оркестра и не менее высокий профессионализм Цюрихской Оперы, где он прослужил около десяти лет главным дирижером. А необычная программа концерта – тоже часть его кредо: играть с легкостью то, что посложнее, рубить гордиевы узлы и всячески показывать свое право занимать сей высокий пост. Для музыкального сообщества Вельзер-Мёст интересен прежде всего тем, что он лучше многих разбирается в загадках австро-венгерской музыки. Вместе с ним можно без трудностей продраться через дебри симфонических сочинений Бартока, который вообще мало кому по плечу.

Неплохую программу придумали первого января в Венеции – там в Театре “Ла Фениче” устроили пышный оперный гала-концерт в виде своеобразной акции протеста против сокращения бюджетных средств, выделенных государством в 2011 году театру. За пультом стоял англичанин Дэниэл Хардинг, на сцене солировал моцартовский бас-баритон Лука Пизарони вместе с другими итальянскими певцами. После официальной программы концерта, перед традиционными бисами, как раз и объявили зловещую новость (для многих не совсем, конечно, новость) о сокращении финансирования. Это касается не только “Ла Фениче”, но и многих других итальянских оперных домов и фестивалей.

У венского концерта был свой конкурент – новогодний концерт из Баден-Бадена, который явно не имел вселенского значения, но если первый можно будет посмотреть при повторе, то второй – увы, нет. А он того стоил. Баден-Баден – место захолустное, проводить там Рождество и Новый год интересно разве что пенсионерам и болящим, но как назло именно в тамошнем Фестшпильхаусе проходят интереснейшие гастроли и другие изысканные мероприятия. Только что там гостил Мариинский балет с большим успехом, а под Новый год пела главная немецкая дива Аня Хартерос. Она должна была петь в дуэте с Йонасом Кауфманном , но последний простудился и отменил это и другие свои выступления в Германии. Примадонна отменять концерт не стала. Знатоки сообразили, что не стоит портить себе праздник бельканто и сдавать за треть цены билеты. Слушать Аню – настоящее наслаждение. Она исполнила несколько арий из опер Верди – особенно прекрасна она была в “Силе судьбы”, и из опер веристов – здесь лидировали мелодии из “Адриенны Лекуврер” и “Джанни Скикки”. У Хартерос был прекрасный чуткий аккомпаниатор – израильский маэстро Ашер Фиш. Сначала казалось, что такая интеллектуальная певица, как Хартерос, может потеряться на фоне оркестра и ей лучше выступать под фортепиано, как в Зальцбурге, но нет – симфонический оркестр Баден-Бадена и Фрайбурга великолепно сработался с певицей. Никаких импровизаций, никаких шуток, никаких отступлений – все было исполнено немецкого порядка, все идеально отрепетировано. Только чудный голос вокалистки выдавался из общей упорядоченности – греческие корни певицы дают себя знать: тут мягкие легато, переходы в разные тональности без каких-либо шероховатостей, никаких металлических призвуков. После Баден-Бадена Аня едет в Америку за новыми ролями, а немцы с нетерпением будут ждать ее дебюта в роли Маршальши в “Кавалере розы” летом в Мюнхене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам (введите символы в цифрах) ***