Как определить компетентность инструктора тайцзицюань.
ПЕРЕврат(ь)ности переводов
и другие темы из собранного со страниц форумов
Истинный Ян тайцзицюань, истинность и древность стилей???
Итак, что такое «настоящий Ян тайцзицюань «?
Нашим людям при произнесении этого магического заклинания мерещатся глубокие седины китайской цивилизации , вознесение Хуанди и так вплоть до мамонтов и динозавров . Они не утруждают себя трудом , чтобы элементарно вычислить и понять , что раз Ян Лучань выучился у Чэнь Чансина стилю Чэнь и прибыл в столицу учить маньчжурскую знать в 1852 году, то тайцзи Ян может быть по максимуму 2004-1852=152 года (вот тебе и седая древность!).
Однако если посмотреть еще внимательнее, то окажется что:
Ян Лучань начал изменять форму позже, в процессе обучения изнеженной знати, поэтому в первых ответвлениях от его стиля еще много притоптываний, выбросов и прыжков.(Принципы ченьтайцзицюань. Читайте Почему именно Чень!).
Что еще более сокращает этот период.
Сыновья Ян Лучаня в свою очередь изменяли форму , что вызывает путаницу : Какой стиль истинный?
Если же еще присмотреться , то станет понятно , что Ян Чэнфу ( равно как и У Цзяньцюань ) остались не у дел в 1911 году после развала Цин и единственное , что им оставалось , так это срочно еще более упрощать стили , пропагандируя массовое обучение , так что эта реформа сделала свое дело, но на самом деле окончательно эти стили были образованы: для Ян в конце 20-х годов(!!!), а маньчжурский У в середине 30-х (!) 20 века. Так что срок вообще сокращается до 70-80 лет.
Но и это не все , начиная с 1949 года по Ян наносит последний удар-упрощение тайцзи и образование коммунистических универсальных комплексов . Задачей их было затемнить и без того уже блеклое наследие по Ян , спутать ПРИНЦИПЫ и ФОРМЫ и внести в это дело полную путаницу .
Вот это все сегодня и называется с апломбом «Ян тайцзи» . Но это еще далеко не все , если перейти к конкретным методам , формам , мастерам , то образуются тома…
К счастью или несчастью, но в последнее время появляются новые исследования , где утверждается , что сыновья Ян Лучаня вовсе не были непобедимыми , что Ян Чэнфу проиграл представителю внешней школы бокса . Сейчас даже на русском доступна эта информация ( например, недавно опубликованная книга Дана Доккерти ).
Стиль Ян все более и более сдает свои позиции имперского достояния. Попытки подпереть ситуацию маньчжурским У тоже не убедительны .
Так что же остается- тот самый пресловутый деревенский Чэнь, Чжаобао( с выходом на У и Сунь ) и даосское тайцзи , представителей которого не сыщешь днем с огнем.
В продолжение поисков истинного Ян, а сейчас модно говорить, что занимаются «самой старой формой самого Ян Лучаня»:
Привожу дословно отрывок из книги Гу Люйсиня «Тайцзи-цюань.Стиль Чэнь»,Москва,»Либрис» 1996,стр.75 : В
» Практические примеры выполнения гимнастики знаменитыми мастерами…
Примерно в 1914 году во время заключительного ежегодного ежегодного заседания бывшего Пекинского общества по изучению физкультуры выступили многие славные мастера ушу разных школ:Ди Цзысю,Чжан Цэ,Шан Юньсян,Ван Маочжай,Сюй Юйшэн и др
В то время тайцзицюань показывали Ян Дэнфу (? почему Дэнфу, а не Чэнфу?) и У Цзяньцюань. Они оба демонстрировали большую форму и во время выступления вызывали у людей ощущение, что, двигаясь влево и вправо, они наступают и отступают, непрерывно поднимаются и опускаются, как будто стоя на лодке, переплывают Янцзы. Их движения были с виду очень мягкими , но внутри чувствовалось напряжение . Медленное , достигая квадрата , ускорялось , а быстрое , достигая окружности , замедлялось и необычайно равномерно сочетались открывание и закрывание, напоминая яшмовое кольцо , не имеющее ни начала , ни конца : не разглядеть мест соединения . Наступления и отступления у них не выглядели наступлениями и отступлениями , а казались шагами с переменой позы . Во время восьмиминутной демонстрации не было слышно ни звука.»
Как видим, что из такого перевода читатель, даже хорошо разбирающийсяв БИ, ничего не поймет.
Правильный перевод с китайского оригинала позволяет не только понять смысл отрывка, но и выделить особенности «старого Янтайцзицюань»(!): В
«Реальные примеры выполнения кулачных форм знаменитыми мастерами.
Примерно в 1914 году , перед закрытием годичной конференции Пекинского исследовательского общества по физвоспитанию , специалисты по ушу всех стилей столицы , такие как Цзи Цзысю , Чжан Цэ , Шан Юньсян , Ван Маочжай , Сюй Юйшэн и другие , приняли участие в заключительной демонстрации .
Тогда со стороны тайцзицюаня выступили с демонстрацией двое – Ян Чэнфу и У Цзяньцюань. Они оба избрали для себя большую форму (т.е. форму с широкоамплитудными движениями).
Оба господина во время демонстрации заставили зрителей только лишь чувствовать что с неизменным успехом продвигаются вперед и отходят назад , беспрерывно поднимаются и опускаются , словно стоя на маленькой лодке переправляются через Янцзы. Их движения:
внешне были предельно мягкими , но внутри ясно проявлялась содержащаяся твердость , медленное, достигая квадрата, становилось быстрым , быстрое, доходя до круга, превращалось в медленное , в высшей степени равномерно и четко сочетались открытия и закрытия , подобно бесконечности нефритового кольца и невозможно было разглядеть где находится соединение . Когда они продвигались вперед и отходили назад , то это вовсе не проявлялось в наступлении и отступлении , а только лишь ощущалось последовательно в изменении позиций. Демонстрация длилась приблизительно более 8 минут , все присутствующие не могли сдержать восхищения»
А вот ГЛАВНОЕ наблюдение — как выполнялись Ян и маньчжурский У(!!!):
Цитата:
медленное, достигая квадрата, становилось быстрым ; быстрое, доходя до круга, превращалось в медленное ____________________________________________________________________
То есть они выполнялись со сменой быстрого и медленного, круга и квадрата , что четко говорит , что изменения на медленный равномерный темп произошли позже!!!
Это очень важно, так как еще в 1911 году стиль Ян (а маньчжурский У выделился как стиль лишь в 1935 году), выполнялся в ритме и принципах Чэнь. Но уже к 1928 году (приезд Чэнь Факэ в столицу), изменения на медленный оздоровительный ритм были уже произведены».
С учетом сказанного и с учетом сопоставления информации, можно говорить, что изменения ритма(ОЧЕНЬ ВАЖНОГО для тайцзицюань*)произошли в период с 1911 по 1918 годы.
Мастерство или как определить компетентность инструктора тайцзицюань.
Повторюсь, я не исключаю что из миллиарда найдется один такой головастый , который выйдет сам на законы тайцзи . Но тогда он будет соответствовать традиционному представлению . Однако исходя из опыта , который говорит что такое практически невозможно встретить , остается прежде выяснить корни — генеалогию школы . Если с этим все в порядке и «мастер» не шепчет вам на ухо , что на он учился в Удане пять веков назад или что он монах Шаолиня в 18 поколении , то нужно оценить эти специфические умения .
Новичок и профессионал могут узреть не одно и тоже , поэтому лучше расписать отдельно .
Новичок.
Если Вы пришли в зал и видите , что:
- люди выполняют форму в очень низких позициях легко , то это первый признак;
- если рисунок формы четкий и гармоничный , в теле нет перекосов и оно хорошо выровнено по вертикали(это не означает , что нужно стоять , как кол проглотил ) , то это второй признак;
-если соприкоснувшись руками в простейших позициях вы чувствуете , что не можете сдвинуть занимающегося , а он в состоянии легко сдерживать две ваши руки одной рукой и даже стоя на одной ноге , то это третий признак;
-если соприкоснувшись ногами вы чувствуете что не в состоянии сдержать его продвижения и колено выворачивается в другую сторону , это четвертый признак;
-если движение рук гармоничны и в тоже время разрушительны , а траектория как плеть(для чэнь)- это пятый признак;
-если держа подушку вы чувствуете как вас уносит и вы ничего не можете сделать , а короткое движение кисти вызывает шатание вашего тела , то это шестой признак .
Легкость и контроль , точность в тренингах с тяжелыми предметами (алебарда , копье , просто тяжелая палка и т.п.)
Если вы что-то знаете из туйшоу , то нужно обязательно это пробовать , превосходство в изменениях и контроль ваших движений дадут вам понять , что это то что надо .
Наконец , можно попробовать свободный вариант туйшоу с толчками и ударами , два-три движения сразу проявят центр и следование .
Для «профессионала».
Естественно все тоже , плюс :
- завязка 6 соединений (здесь и далее расчитано на специалиста , поэтому не раскрываю);
- проявленность усилий в теле независимо от точки приложения;
- прилипание;
- отличие звука при ударах;
- связка синь-и;
- невозможность приложить силу;
- для чэнь — феномены спирали…
Есть еще много чего , но и этого достаточно.
Если нашли человека , у которого все это присутствует , но нет генеалогии или он ее по каким-то причинам не раскрывает — то это то , что нужно .
В дополнение полезно его спросить о 8 усилиях и роли пэн , смысле форм , структуре тренировки и стадиях , целях .
В переспективе стараться встретиться с его учителем и увидев еще более мощную технику можно тренироваться с чистой душой .
Желательно избегать синкретических стилей , это всегда хуже оригинала , помнить , что каждый стиль самодостаточен .
P.S. Надо сделать однако уточнение , что новички часто приходят в зал со своими представлениями о тайцзи , которые не имеют к последнему ничего общего . Опыт показывает , что убедить их можно лишь одним — показать практически силу тайцзи . Часто этого достаточно для «пробуждения » . Но бывает что и нет и новичок продолжает ходить по залам , ища то тайцзи , которое родилось у него в голове .
Нужно не забывать , что и от мастеров часто ученики уходили , кто из-за лени , кто из-за слабости , из-за амбиций . Все это естественный процесс отбора тех , кто действительно способен работать и делать школу
Переврат(ь)ности переводов или откуда растут ноги профанаторов от БИ.В
Привожу дословно отрывок из книги Гу Люйсиня «Тайцзи-цюань Стиль Чэнь», Москва, «Либрис» 1996,стр.356 :
«Такие современные мастера,как Чэнь Факэ(1887-1957) и Ян Чэнфу(1883-1936) во время преобразования движения действовали легко,мягко,округло и живо,совершенно не подвергаясь силовому воздействию, принуждали противника терять равновестие,ощущая,что он находится на небесах, потеряв вес. Во время отпускания усилия-цзинь из-за высокой скорости , точности опускания на землю , достаточности внутреннего усилия-цзинь , неожиданности его отпускания в точке приклеивания , противник ничего не успевал почувствовать и прореагировать соответственно .Сами же они, отбрасывая, взмывали в воздух. Это — достижение высшего искусства во взаимопереходе накопления и выпуска».
Д.А. Артемьев (Daoyou)
Перевод отрывка :
« Такие современные мастера как Чэнь Факэ , Ян Чэнфу и другие , во время применения преобразования действовали легко , мягко , округло и подвижно , совершенно не подвергаясь силовому воздействию , вынуждали противника терять равновесие , когда у него возникало ощущение воспарения вверх и потери веса ; Во время выпуска усилия-цзинь из-за высокой скорости , точности точки приложения силы , достаточности (полноты) внутреннего усилия-цзинь , неожиданности его выпуска в точке , где осуществлено приклеивание , противник не успевал это почувствовать и найти подход к применению преобразования и тогда сразу уже возносился в воздух и отбрасывался прочь . Они (мастера ) достигли высшего мастерства во взаимопревращениях сбора и выпуска.»
Теперь надеюсь понятно , кто там «взмывал». Еще один наглядный пример мутации исходного смысла , на основании которого можно настроить еще немало «важных умозаключений «.