Музыка: современная, электронная, компьютерная

Некоторые посетители сайта наверняка знают мою книгу «Компьютер для музыкантов — любителей и профессионалов», читали мои статьи о современных музыкальных технологиях в различных журналах, и заглядывали на сайт www.music***, который был собственноручно сделан мной, а затем передан в заботливые руки новых владельцев. Уже много лет я занимаюсь мало-бюджетными технологиями создания музыки и стараюсь рассказать о них как можно большему количеству музыкантов. Почему? Очень просто. Мне кажется, что именно за этими технологиями будущее. И мне кажется, что шоу-бизнес в его нынешней ипостаси должен рано или поздно умереть. Информационная революция конца XX века создала новый «носитель», с помощью которого можно доставлять музыку слушателям — Интернет. MP3 (MPEG Layer 3) стер границы между именитыми и начинающими музыкантами. В сети все равны. Имеют значение только оригинальные мелодии, хорошие тексты, запоминающаяся фактура звука. А резкое падение цен на «средства производства» музыки, и в первую очередь — на звукозаписывающую технику открыло дорогу независимым музыкантам. Теперь не надо ждать пока менеджеры крупных компаний обратят на тебя внимание и предложат тебе записаться в студии. Записывай музыку самостоятельно, выкладывай ее демо-версию в сеть, раскручивай при помощи незамысловатых технологий — если музыка найдет отклик у слушателей, то никакие крупные звукозаписывающие монстры тебе не нужны: люди узнают о тебе, придут на твои концерты и купят твои диски, которые элементарно напечатать самостоятельно и продавать через тот же Интернет. Вот новая модель существования музыканта в XXI веке. Посредники больше не нужны. И телевидение с его серыми «звездами» тоже. Бери все в свои руки — и действуй. Был бы талант, знания и, разумеется, немного удачи…

Давайте немного подумаем о том, как могут развиваться музыкальные технологии в ближайшем будущем и как это отразится на музыкантах и музыкальном бизнесе. Информацию для размышления мы получим, если внимательно посмотрим на тенденции развития рынка профессионального звукового оборудования, всей компьютерной индустрии, а также почитаем пресс-релизы крупных компаний на тему того, какие технологии они разрабатывают в настоящее время. Вообще, я основательно задумался о путях развития шоу-бизнеса в тот момент, когда лидер производства программного обеспечения для звукозаписи — компания Steinberg — объявила о том, что все свои силы сосредотачивает на разработке концепции «виртуальной студии», на программных синтезаторах и отказывается от поддержки дорогущей профессиональной системы звукозаписи Pro Tools. Это означало, что компания полностью переориентируется на музыкантов, которые самостоятельно записывают свою музыку и распространяют ее через сеть. А сейчас уже стало окончательно понятно, что «виртуальные студии» — это не игрушки, а серьезные инструменты звукозаписи, доступные каждому. При этом программные синтезаторы уже легко конкурируют по качеству со своими автономными собратьями. И не забывайте о том, что каждые 18 месяцев тактовая частота центральных процессоров компьютеров удваивается…

Итак, мне кажется, что развитие звукозаписывающей индустрии и шоу-бизнеса будет происходить следующим образом:

Очевидно то, что в компьютер будут перенесены все существующие технологии звукообразования, в том числе и гитарные. Пока есть очень мало виртуальных синтезаторов, использующих технологию физического моделирования звука, а до гитарной обработки, работающей на основе этой же технологии, дело вообще не дошло. Но рано или поздно и такие синтезаторы, и «виртуальные гитарные процессоры» появятся в изобилии — такова логика развития индустрии. Соответственно, гитара окончательно превратится в контроллер со сложными управляющими сигналами на выходе, который будет напрямую подключаться к компьютеру. Это не означает, кстати, что конструктивно гитара сильно изменится. Речь идет всего лишь об электронной «начинке». А звук будет формироваться внутри компьютера.

Все это приведет не только к изменениям в подходах к сочинению и записи музыки, но и в концертной работе. Все, что понадобится коллективу музыкантов на сцене — один мощный портативный компьютер, в котором будет производиться звукообразование, автоматизированное микширование и обработка звука. На систему звукоусиления сразу будет подаваться финальный микс. Инструменты и микрофоны будут связываться с компьютером через радиосистемы — это ликвидирует путаницу соединительных шнуров. Через эту же радиосистему будет производиться мониторинг. При необходимости музыканты смогут использовать на концертах и студийные заготовки — прямо с компьютера будут воспроизводиться все «минуса», а в радиосистему мониторинга подаваться метроном. Согласитесь, что все это крайне упростит жизнь. Разумеется, на стадионных концертах потребуется и штат техников и специалисты по акустике, но в небольших клубах играть станет одно удовольствие — пришли, поставили компьютер, одели на голову гарнитуры микрофон/наушник, на пояс прицепили передатчики — и поехали. Никакой нудной отстройки звука, никаких проблем со звукорежиссерами, «заводками» микрофонов и прочей технической ерундой, которая крайне портит жизнь. Да и таскать тяжелые вещи на концерты больше не потребуется…

По части «раскрутки» собственной музыки дела тоже будут обстоять куда проще, чем сейчас. Интернет уже сильно меняет шоу-бизнес. Если раньше основные деньги зарабатывались на продаже кассет и CD, то сейчас этот вид бизнеса теряет свою актуальность — в Интернете можно найти любую музыку в MP3 совершенно бесплатно, а пираты сбивают цены на компакт-диски. Так как с пиратами и Интернетом бороться бесполезно, то рано или поздно основным источником дохода музыкантов станет концертная деятельность, записи будут распространяться бесплатно в компрессионных форматах, а для аудиофилов — на аудио DVD по цене чуть большей стоимости носителя, и опять-таки большей частью через Интернет-магазины. Ведущие компьютерные фирмы сейчас проводят массированную компанию по продвижению «домашних компьютеров» и концепции «домашних сетей» — так что рано или поздно компьютеризирован будет каждый дом, а телевизоры станут лишь одним из терминалов доступа в Интернет. Соответственно, сеть в ближайшее десятилетие станет основным средством доставки музыки населению. Сейчас вроде бы делаются попытки изобретения «защищенных» форматов передачи музыки через сеть, но ни один из них не способен конкурировать с «пиратским» MP3 — ведь Интернет соединяет много стран, а американское законодательство не распространяется на Россию или Китай. Всегда найдется страна, пираты которой быстренько взломают самые крутые защиты и выложат контент в свободное пользование, ничем не рискуя при этом. Так что выход один — поступить, как поступили авторы концепции open source (свободного распространения программ с открытым исходным кодом), то есть сделать контент полностью свободным, и искать другие способы зарабатывания денег. На рекламе, например, или оригинальных шоу проводимых в оффлайне…

То есть в ближайшее десятилетие наиболее актуальным способом продвижения своих работ станет создание интересных сайтов и их раскрутка. Как показывают рейтинги, наиболее популярными сейчас являются тематические сайты, например, объединяющие любителей музыки определенного стиля, где можно найти и работы признанных мастеров, и новинки, в том числе и от независимых музыкантов. Второй вариант — создание мультимедиа проектов, которые будут дополнять музыку и тексты визуальным рядом, анимацией, видео, гипертекстовыми ходами и т.д. Снимают же все музыканты клипы… А кто мешает развить это направление, используя потрясающие возможности, которые дает Интернет? На основе своей музыки можно создать целые виртуальные миры, используя графику, видео, анимацию, гипертекст и т.д. Нет у самих художественных и литературных талантов — всегда можно увлечь этими идеями дизайнеров, художников писателей и поэтов. Любой настоящий художник способен работать не за деньги, а ради искусства — так что найти молодых и способных ребят для работы над таким проектом — не проблема, а тем более в Интернете. Если такие проекты будут активно воздействовать на эмоции людей, будоражить их воображение, то от таких сайтов людей и за уши не оттащишь. Тоже самое касается и концертов. Современные разработки в области психоакустики и психологии восприятия позволяют выстроить новые концепции воздействия на эмоции слушателей и реализовать их за смешные деньги. Современные лазеры и светоэффекты используются в шоу-бизнесе большей частью настолько бестолково, что единственные эмоции от такого шоу — это восторг от масштабов действа и потраченных на него денег плюс энергетическая «подкачка» от массы народа, разгоряченного волной звука. Учет в режиссуре современных открытий психологов может сократить затраты в сотни раз, и во столько же раз усилить впечатление от проводящегося шоу. И кто, вообще сказал, что единственная форма проведения концерта — зал и сцена? Это уже не интересно. В общем, простор для творчества здесь тоже не ограничен.

Короче говоря, с информационной революцией приходит время людей, которые действительно владеют реальными навыками и знаниями, а также имеют настоящий талант, а не связи и знакомства. Тотальное снижение цен на творческие технологии делает их доступными для каждого, а Интернет дает прямой доступ к аудитории. Посмотрите, например, как ворвались в нашу жизнь мультики про Масяню — это хорошая иллюстрация того, как действительно талантливая работа с помощью Интернета приходит буквально в каждый дом. Тележурналисты и продюсеры, привыкшие формировать вкусы населения, только рты пораскрывали и были вынуждены взять Масяню в телевизор. И Масяня — только первая ласточка. Чем больше талантливых людей, озабоченных не получением миллиона долларов, а созданием нового искусства будут осваивать новые технологии и выходить на просторы Интернета, тем меньше шансов останется у серых телевизионных звезд, которые с помощью чисто рекламных трюков и монополии на телеканалы формируют вкусы слушателей и зрителей.

Кстати, сети реализации музыки на физических носителях (CD, кассеты), за счет которых живут лейблы, уже сейчас трещат по всем швам и разваливаются на глазах. Пираты выложили в Интернет все архивы, и сбили цены в «оффлайне», а многие «звезды» поняли, что пришло совсем другое время, и сами взяли в свои руки инициативу по созданию сайтов, где совершенно свободно можно найти их новые записи в MP3. То есть приходит конец системе создания звезд-однодневок, которые раскручиваются за счет массированной рекламной компании на телевидении, а на тираже CD и «чесе» по провинции зарабатываются безумные деньги. Такой «фокус» можно провернуть лишь с помощью современного телевидения, доступ к которому открыт лишь обладателям приличных капиталов. В Интернете совсем другие принципы продвижения сайтов, и они часто вообще не требуют никаких финансовых затрат, так как банеры — остатки традиционной рекламы — работают из рук вон плохо, а основным средством передачи информации являются форумы и чаты, то есть места живого общения людей. Плюс хитрости с поисковыми машинами, но не финансовые, а интеллектуальные, построенные на хорошем знании психологии восприятия информации.

Вообще, если из искусства уйдут сверхдоходы звезд-однодневок, то это пойдет на пользу всем истинным художникам, и музыкантам в том числе. Нынешняя система шоу-бизнеса привлекает не столько талантливых людей, сколько честолюбивых, озабоченных быстрым зарабатыванием кучи денег, которые дадут им власть и славу. К сожалению, талант бизнесмена и соответствующие качества редко соседствуют с талантом художественным, поэтому хорошие художники и музыканты не выдерживают конкуренции с напористыми, предприимчивыми и жесткими ребятами и девчонками, которые стремятся к заветному миллиону. А вот Интернет как раз и дает художникам и музыкантам шанс на жизнь, так как здесь нужны не напористость в общении или умение жестко действовать в постоянно меняющейся ситуации, а творческая фантазия и знания. То есть Интернет имеет все шансы вытащить художников и музыкантов из зависимого, униженного положения и дать им ключи от мира. А бизнесмены будут работать на искусство, а не наоборот, как происходит сейчас. И мы с вами — новое поколение российских музыкантов, — освоив современные технологии, сможем сыграть в создании такой системы шоу-бизнеса c «человеческим лицом» ведущую роль.

В общем, осваиваем новые технологии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам (введите символы в цифрах) ***