В 1971 году Советский Союз посетил величайший из современных проповедников ведического учения, автор более 60 томов комментированных переводов и тематических сборников индуистской классики, основатель и духовный учитель Международного Общества Сознания Кришны А. Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977). Он встретился с заведующим отделом Индии и Южной Азии Института востоковедения Академии Наук СССР профессором Григорием Котовским, но гораздо большее значение для распространения ведического учения в России имели его встречи с не обремененными учеными степенями людьми, ставшими его учениками. С этого момента в нашей стране начался новый этап изучения Вед. Если прежде древняя и средневековая литература Индии исследовалась (и продолжают исследоваться) такими отечественными учеными, как Ю. М. Алиханова, П. А. Гринцер, Т. Я. Елизаренкова, В. И. Кальянов, Н. М. Сазонова, В. С. Семенцов, Д. И. Серебряков, Б. Л. Смирнов, А. Я. Сыркин, Э. Н. Темкин, Ю. В. Цветков, В. Г. Эрман и др. «объективно» — т. е, отстраненно, извне, то последователи Международного Общества Сознания Кришны не просто изучают ведические тексты, но и стараются жить согласно ним, что приводит в действие внутренние психические механизмы, позволяющее постичь сакральное внедискурсивное знание. Примечательно, что в последние годы это стало понятно и ряду академических индологов, некоторые из которых принимают посвящение в тех или иных школах индийского мистицизма.
Международное общество сознания Кришны (МОСК, англ. ISKCON) основано в 1966 г. в Нью-Йорке индуистским монахом саньяси из Калькутты Бхактиведантой Свами Прабхупадой (1896-1977). На Западе МОСК также известно как «движение Харе Кришна».
Прабхупада у себя на родине в Индии — признанный святой. В его честь названы улицы городов и богоугодные заведения. В 60-70-х гг. прошлого столетия, благодаря мощной проповеди Прабхупады и его переводам с санскрита на английский язык классических священных писаний индуизма, МОСК получило широкое распространение в мире. Исторически МОСК — это миссионерское движение бенгальской ветви вишнуитского (вайшнавского) бхакти, т.е. преданного служения Богу. Родоначальником движения является святой Чайтанья (1486-1534). Вероучение вайшнавов считается самой древней монотеистической религией в конгломерате индуистских верований. Суть учения в том, что Кришна — Бог, а все живые существа изначально — Его части, вечные души, задача которых — вернуться к Нему в духовный мир.
После кончины Прабхупады в 1977 г. МОСК пережило ряд внутренних потрясений, вызванных духовной незрелостью некоторых его западных учеников. Однако, к середине 80-х гг. основные проблемы были преодолены, и к МОСК вернулся его прежний положительный имидж в обществе. Сейчас МОСК насчитывает в мире свыше 400 храмов и общин. Каждая община обладает автономией, а за соблюдением духовных стандартов следит Руководящий совет МОСК, собирающийся ежегодно в священном Маяпуре (Зап. Бенгалия, Индия) и состоящий из лучших учеников Прабхупады.
Кришнаиты не едят мяса, рыбы и яиц. К другим запретам относятся: секс вне брака, курение, алкоголь, наркотики, азартные игры. В мире большой популярностью пользуются красочные религиозные праздники кришнаитов, проводимые ими фестивали индийской культуры, а также широкая благотворительная деятельность, особенно, раздача бесплатных обедов пострадавшим в горячих точках планеты ( программа «Харе Кришна — Пища жизни»).
В нашей стране движение началось с приезда Прабхупады в Москву в 1971 г. Первые советские кришнаиты подверглись репрессиям властей. В тюрьмы и спецпсихушки было брошено свыше полусотни верующих. Несколько человек погибли от издевательств тюремщиков или сверхдоз нейролептиков — оружия советской карательной психиатрии. В 1988 г. кришнаиты были реабилитированы. В том же году появилось и первое официально зарегистрированное Московское общество сознания Кришны. Сейчас в стране насчитывается 106 зарегистрированных вайшнавских общин и более 300 приходов, имеющих статус религиозных групп. По недавним приблизительным подсчетам, верующие вайшнавы есть по меньшей мере в 180 городах России. Численность активных членов достигает 10 тыс. чел. Наибольшая плотность общин приходится на Москву, Санкт-Петербург, Урал и Сибирь. Программа «Харе Кришна — Пища жизни» действует в 15 городах России, причем больше всего бесплатных обедов ( 90 тыс. порций в год) раздается в Перми. К работающей уже более 10 лет столичной ведической школе-гурукуле недавно прибавились воскресные школы в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.
Все возрастающий интерес россиян к Ведам не удивителен, ведь, как сказал академик С. Ф. Ольденбург, «нигде, может быть, на земле люди не искали с такой силою и напряжением ответа на вопросы о жизни и смерти, о цели и смысле жизни, как в далекой от нас Индии, населенной главным образом народами, нам родными, языки и многие обычаи которых во многом близки нам» (Г. Бонгард-Левин. Индийская культура в творчестве К. Д. Бальмонта // Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. Перевод К.
Бальмонта. — М., Худож. лит., 1990, c. 41).
Д. Бурба