Turtle Beach Pinnacle и Sound Blaster AWE 64 Gold
Статья опубликована в майском номере журнала «Hard’n’Soft» за 1998 г. Текст приводится в авторской редакции.
Сегодня мы займемся изучением двух относительно новых hi-end звуковых карт: Sound Blaster AWE 64 Gold и Pinnacle, причем последняя предстанет в виде набора Pinnacle Project Studio — готового решения для создания домашней музыкальной студии. Этот набор выпущен совсем недавно и фирма Turtle Beach Systems надеется таким образом помочь не очень богатым музыкантам-любителям и профессионалам решить свои проблемы. Не очень богатым — это означает, что у этих музыкантов нет 3000 долларов для покупки профессиональной системы для записи на жесткий диск и еще 3000 долларов для покупки семплера.
Давайте сразу договариваться о терминологии. Я оцениваю качество звуковых карт, сравнивая их с профессиональными устройствами. Цель такого сравнения — дать ответ на вопрос: возможно ли за очень небольшие деньги получить качество звучания, близкое к студийному? Вопрос этот не случаен, так как сплошь и рядом приходится слышать утверждения, что за 200-300 долларов можно приобрести устройство, которое может полноценно заменить очень дорогие (от 1000 долларов и выше) синтезаторы, семплеры и хард-диск рекордеры. Поэтому, если я говорю, что синтезатор, установленный на звуковой карте посредственен, то имею в виду, что он не очень пригоден для профессионального использования. На высококачественные мультимедийные приложения и любительскую музыку эти утверждения не распространяются — для них обе звуковые карты подходят вообще безо всяких разговоров.
Вообще, грань между качеством серьезной профессиональной и любительской музыки потихоньку стирается — порой, любители имеют лучшее оборудование, чем профессионалы (говорят, что один из московских банкиров все вечера просиживает в собственной музыкальной студии стоимостью около миллиона долларов и просто получает удовольствие от сочинения и записи музыки). А мультимедийное оборудование наступает на пятки студийным устройствам, сбивая на последние цены, и заставляя пересматривать терминологию: что называть мультимедийным, а что — студийным. Серьезные звукорежиссеры, работающие в студиях мирового класса, естественно, скептически смотрят на бурное развитие компьютерной техники — многие из них работают на аналоговых ламповых аппаратах, совершенно не признавая цифровой способ записи и в их позиции есть серьезный резон — hi-end звук на мультимедийных устройствах не запишешь. Но, с другой стороны, демократизация процесса записи и сочинения музыки привела к тому, что появилась новая генерация музыкантов и композиторов, записывающих свои композиции самостоятельно и, в силу этого, сохраняющих независимость от «акул» шоу-бизнеса. Все новые направления современной музыки рождаются именно среди таких людей, а шоу бизнес, потом, только покупает (или передирает) свежие идеи.
Помните, в конце шестидесятых — семидесятых годах было повальное увлечение гитарами. Три блатных аккорда не разучивал только ленивый. Сейчас, похоже, все повторяется: только ленивый владелец компьютера не покупает себе MIDI-клавиатуру и хорошую звуковую карту, чтобы поразвлечься на досуге с музыкой. Так что компьютерная музыка потихоньку становится музыкой народной…
Sound Blaster AWE 64 Gold
Sound Blaster AWE 64 Gold — это вершина творения сингапурских звуковых дел мастеров. Вершину символизируют позолоченные RCA-разъемы аудио выхода (именуемые в народе «тюльпанами»), SPDIF выход (Sony/Philips Digital Interface), новые модули расширения памяти и некоторые другие мелочи. На самом же деле, AWE 64 — это всего лишь слегка переделанный старый знакомец — AWE 32. Никаких принципиальных изменений по сравнению с предыдущей моделью не произошло. А цифра 64, которая гордо сияет в названии, и которая должна обозначать полифонию (количество одновременно звучащих нот) синтезатора появилась за счет дополнительного 32-голосого программного синтезатора, который использует ресурсы центрального процессора компьютера (о нем — см. ниже). Вместе с чипом EMU8000 (тоже 32 ноты полифонии) получается вроде как 64. Вот такая хитрая арифметика…
В коробке обнаружилась сама звуковая карта, MIDI-переходник, который вставляется в MIDI/джойстик порт, аудио шнур с позолоченными разъемами, панель цифрового S/P DIF выхода, микрофон, дискеты с драйверами, три компакт-диска (один — с программным обеспечением, а два других — с играми) и куча различных бумажек. Особенно порадовало наличие всей коммутации, в том числе и MIDI-переходника, для подключения клавиатуры, который обычно надо покупать отдельно.
Не совсем ясно зачем фирма Creative Labs отказалась от стандартных 72-pin модулей SIMM, которые использовались на SB AWE 32 для расширения оперативной памяти синтезатора EMU8000. Теперь пользователям предлагается покупать специальные дочерние платы памяти собственного производства Creative. Для их установки предусмотрено два коннектора (12 и 13 pin), причем дочерняя плата одевается сразу на оба разъема. Естественно, память от Creative гораздо дороже, чем обычные модули SIMM… Похоже, что творческие хозяева лабораторий (уж простите за каламбур) решили сделать бизнес не только на звуковых картах, но и на модулях памяти, как бы невзначай введя новый стандарт. Но вот только остальные производители звуковой периферии для PC стандарт этот напрочь игнорируют: на новинки фирм Turtle Beach, Terratec и AVM Technology ставятся обычные 72-pin SIMM’ы.
Инсталляция AWE 64 Gold под Windows 95 прошла безо всяких проблем, как и положено нормальному PnP устройству. После установки драйверов с дискеты я открыл стандартный Универсальный проигрыватель и попробовал воспроизвести аудио и MIDI файлы. Все «запело» с первой же попытки. В Панели управления обнаружилась небольшая странность — когда я открыл окно «Система» и выбрал закладку «Устройства» моему взору предстал жирный восклицательный знак напротив странного пункта под названием Creative AWE 64 Gold. Все попытки поменять драйвер или изменить адреса ни к чему не привели, перезагрузка компьютера тоже не помогала. Но так как все работало, я махнул рукой на этот восклицательный знак. Но каково же было мое удивление, когда через день я снова полез в Панель управления и обнаружил, что восклицательный знак исчез, а вместо Creative AWE 64 Gold значилось Creative Gameport Joystick! Я так и не нашел здравого объяснения произошедшего и в очередной раз недобро попомнил Билла Гейтса…
Со звуковой картой поставляется целая куча программного обеспечения, в том числе Microsoft Internet Explorer, Real Audio Player и Creative WebPhone — полный пакет приложений для работы с аудио в Интернете. Кроме этого есть несколько почти бесполезных программок типа VoiceAssist (голосовое управление компьютером ) или TextAssist (автоматическое чтение английского текста). Самые же полезные приложения — это MIDI Orchestrator Plus и Vienna Sound Font Studio. Первое — это довольно развитый секвенсер, возможностей которого вполне хватает для полноценной работы с MIDI музыкой. Второе приложение — редактор звуков синтезатора EMU8000 (точнее — звуков, загружаемых в память). Но об этой программе чуть позже.
Звучание. Самое первое ощущение от AWE 64 Gold — это пониженный, по сравнению с AWE 32, уровень шума на линейном выходе. Не знаю, в позолоченных ли RCA-разъемах здесь дело или в новых схемотехнических решениях, но инженеры Creative Labs явно хорошо постарались, чтобы приблизить новое изделие к профессиональным звуковым стандартам. Конечно, шум есть, но он уже вполне терпим (это на мой, избалованный серьезной звуковой техникой, вкус — по мультимедийным стандартам эта карта практически бесшумна). А для пользователей, которые особо чувствительны к качеству аудиотракта есть S/P DIF линейный выход, который позволяет использовать профессиональные ЦАП, например, внешнего DAT магнитофона.
Карта цифрует звук с довольно высоким качеством (результаты сопоставимы с Turtle Beach Tropez Plus) и небольшим уровнем шумов. Увы, заявленный Full Duplex на поверку оказался фикцией — при попытке записать звук одновременно с воспроизведением другого файла в аудиотракте появляется жуткий хрип и свист, в результате чего, разобрать что-то просто не представляется возможным — и воспроизводимый и записываемый звук просто теряются за этими шумами. Причем, я попробовал несколько популярных программ многоканальной записи — Cakewalk Pro Audio, Samplitude Studio, SAW Plus — везде один и тот же результат. Так что музыкантам, которые нуждаются в звуковой карте для многоканальной записи звука придется подыскать себе другую карту.
Режим 3D-звучания действительно создает иллюзию пространства, однако сильно увеличивает шум в аудиотракте. Поэтому, если вы собираетесь оцифровывать звук, то лучше этот режим отключить.
Как я уже говорил, на AWE 64 Gold стоит все тот же чип синтезатора, что и на AWE 32. Мне лично GM набор звуков, записанный в 1 Мб ROM не нравится (как, впрочем и все остальные GM наборы мультимедийных синтезаторов звуковых карт) — претензии, в основном сводятся к не очень выразительному характеру большинства инструментов набора. Конечно, если главная ваша цель при покупки звуковой карты — озвучивание игр или мультимедийных приложений, то вам большего и не нужно. Но если использовать GM набор в музыкальных целях, то ничего серьезного из этого не выйдет — максимум вы получите очень серенькое звучание композиций.
Все сказанное относится и к новому изобретению Creative Labs — программному синтезатору, который работает по принципу физического моделирования звука и носит название Creative Wavesynth/WG. В отличие от формирования звука на основе таблицы волн (wave table), где в качестве источника сигнала выступают оцифрованные звуки реальных музыкальных инструментов, записанные в постоянную память, физическое моделирование предусматривает использование математических моделей звукообразования реальных музыкальных инструментов для генерации в цифровом виде соответствующих волновых форм, которые затем просто конвертируются в звук при помощи ЦАП. Например, есть точные математические описания явлений, происходящих в саксофоне — в качестве источника колебаний воздуха выступает трость, затем звук усиливается и тембрально окрашивается в резонаторе, в качестве которого выступает изогнутая металлическая труба. Синтезатор сначала рассчитывает сложные колебания воздуха которые возникают под влиянием движений трости и на основании этих расчетов создает цифровое подобие этих колебаний, затем рассчитывает все изменения, происходящие со звуком в резонаторе и изменяет согласно вычислениям произведенную изначально цифровую модель. Остается только преобразовать цифровую модель звука в электрические колебания , с чем успешно справляется ЦАП звуковой карты. Пионер в области физического моделирования — фирма Yamaha производит сейчас синтезаторы, которые очень близко имитируют духовые и струнные инструменты, причем с их помощью можно проводить крайне интересные эксперименты в области формирования звука, комбинируя различные типы источников колебаний с совершенно неожиданными резонаторами и обрабатывая получившийся звук всевозможными фильтрами.
Увы, всех этих возможностей в Creative Wavesynth/WG нет. Этот синтезатор имеет нередактируемый GM набор инструментов и 8 типов реверберации для оживления звучания. Кстати говоря, для работы он требует минимум Pentium 90 и 8 Мб оперативной памяти (16 Мб настоятельно рекомендуется). Естественно, минимальная конфигурация не позволяет получить хороший звук. Но вот на моем P166 с 32 Мб оперативной памяти Wavesynth/WG показывал все заявленные характеристики: 32 ноты полифонии и звук CD качества.
Характер звука этого программного синтезатора несколько сдавленный, с примесью каких-то едва слышных хрипов, хотя есть инструменты, которые превосходят аналогичные GM-инструменты EMU8000, в целом более качественного. Наиболее ярко это превосходство проявляется при имитации звука реальных духовых инструментов — Wavesynth/WG это делает более живо.
Звуковая карта Sound Blaster AWE 32 во многом стала популярна благодаря возможности установки до 28 Мб оперативной памяти для загрузки семплов или дополнительных банков инструментов. На AWE 64 Gold уже установлено 4 Мб памяти (с возможностью расширения) — это позволяет вполне полноценно работать сразу после установки карты в компьютер. На компакт-диске с программным обеспечением, входящем в комплект поставки, есть несколько дополнительных банков инструментов, в том числе и расширение стандартного GM набора до банка стандарта GS. Все операции загрузки/редактирования банков и семплов удобнее всего производить при помощи программы Vienna Sound Font Studio 2.1 — совершенно замечательного профессионального редактора пэтчей, который успешно конкурирует с программой Wave Patch, предназначенной для работы с картами Turtle Beach.
Среди дополнительных банков, входящих в комплект поставки можно отыскать пару-тройку, которые можно использовать для создания музыки. Но, по большому счету, все это не очень серьезно. Мне известно, что существует один компакт-диск с банками для звуковых карт AWE 32/AWE 64. Информацию о нем можно найти по адресу http://www.sonidomedia.com, там же есть несколько бесплатных демонстрационных звуков с этого CD.
Кроме этого, существует программа Awave 4.1 — универсальный конвертер/редактор банков, для звуковых карт, имеющих оперативную память. Эта программа может послужить палочкой-выручалочкой для владельцев AWE 32/64, так как позволяет конвертировать в формат EMU8000 банки, предназначенные для карт Turtle Beach. А фирмой Мультимедиа Клуб уже выпущено около 30 (!) компакт дисков для Maui/Tropez/Tropez Plus, на которых есть практически любые звуки для профессиональной работы. Конечно, при конвертации теряется часть управляющей информации синтезатора, которую приходится восстанавливать вручную при помощи программы Vienna, но это уже мелочи по сравнению с теми возможностями, которые открываются для владельцев Sound Blaster’ов серии AWE. Скачать эту условно-бесплатную программу можно по адресу http://hem.passagen.se/fmj/fmjsoft.html. Правда, платить за нее все равно придется — бесплатно ей можно пользоваться только 30 дней, после чего она самоликвидируется. Стоит это программа 50 долларов, которые требуется перевести в Швецию (это можно сделать и через Сбербанк), после чего автор сообщает пользователю индивидуальный код.
Резюме: очень неплохая карта для высококачественных мультимедиа-приложений и полупрофессиональной работы со всеми видами MIDI-музыки.
Достоинства: низкий уровень шумов, великолепный редактор пэтчей, входящий в комплект поставки, установленные 4 Мб оперативной памяти, 64 ноты полифонии (только на мощных компьютерах), цифровой выход формата S/P DIF
Недостатки: отвратительно работающий режим Full Duplex, сравнительно высокая цена, нестандартные модули расширения памяти, отсутствие оцифровки на частоте 48 кГц.
Pinnacle Project Studio For Windows
Звуковая карта Pinnacle уже около года присутствует на рынке и пользуется устойчивым спросом, несмотря на очень высокую цену (около 500 дол. без SPDIF интерфейса и 600 дол. с оным) и полное отсутствие совместимости со стандартом Sound Blaster. В основном, ее покупают любители и профессионалы в качестве основного аудио устройства для домашних музыкальных или видео студий. И вот, фирма Turtle Beach решила сделать еще один шаг навстречу не очень богатым музыкантам и выпустила специальный набор, который представляет из себя ни что иное, как полностью укомплектованную студию звукозаписи в одной коробке на основе все той же звуковой карты Pinnacle.
Надо сказать, что потребность в таком продукте назрела уже давно. Все больше и больше музыкантов осознают все прелести обладания собственной студией, которая дает независимость и возможность спокойной работы без висящего за спиной «дяди» с секундомером — повременная оплата в коммерческих студиях звукозаписи вряд ли добавляет душевный комфорт и легкость исполнения. Но далеко не все музыканты способны собрать компьютерную студию по частям, настроить ее и самостоятельно овладеть навыками работы с программным обеспечением — многих просто отпугивают мнимые и действительные сложности работы с компьютером. Именно на таких музыкантов и рассчитан набор Pinnacle Project Studio. Его идеология — это максимальное качество звука и обилие функциональных возможностей при сравнительно низкой цене и простоте настройки и использования.
«Сравнительно низкая цена» — это ни в коем случае не издевка. Если сложить стоимость устройств, функции которых выполняет Pinnacle, то получится сумма, превышающая 6 тысяч долларов — деньги даже по буржуйским меркам немалые. Конечно, качество GM-набора инструментов, записанного в ROM синтезатора этой звуковой карты довольно низко по профессиональным критериям. Но зато есть довольно серьезный семплер и качественный хард-диск рекордер, что придется музыкантам очень кстати. А приличный звуковой модуль, если потребуется, можно прикупить и дополнительно — он обойдется не так уж и дорого.
Итак, раскрываем большую красочно оформленную коробку, и обнаруживаем там звуковую карту Pinnacle, с установленными дочерними платами синтезатора Kurzweil HOMAC и SPDIF интерфейса, коммутацию, в том числе и MIDI-переходник для подключения клавиатуры, руководство пользователя, видеокассету (!) с обучающим фильмом, дискету с драйверами и компакт-диск с приложениями.
Руководство пользователя написано по-английски, но даже без знания этого языка можно вполне разобраться куда и что вставлять — иллюстрации, схемы и таблицы присутствуют почти на каждой странице. Кстати говоря, я уже давно не видел таких подробнейших руководств, в которых досконально описан не только процесс инсталляции, но и различные способы коммутации и практически все методы настройки, включая описание Менеджера устройств Windows 95.
На видеокассете пошагово показан весь процесс установки звуковой карты в компьютер. Некоторые сюжеты дублируют руководство, но это еще никому не помешало, даже наоборот — «чайникам», на которых в первую очередь ориентирован продукт (а кому кроме «чайников» нужны такие подробнейшие инструкции?), такие повторения очень даже помогают. Надо сказать, что выглядит процесс инсталляции очень просто — похоже, что фирма Turtle Beach всерьез взялась за обучение своих клиентов азам компьютерной грамотности и первым делом решила снять страх перед открытием системного блока. На мой взгляд, это ей удалось — после просмотра кассеты никаких вопросов уже не остается.
Проделав все действия, перечисленные в руководстве пользователя и показанные на видеокассете, я буквально за десять минут установил Pinnacle в компьютер.
На самом деле, далеко не всегда установка этой звуковой карты выглядит так безоблачно, особенно это касается компьютеров со старыми версиями PnP BIOS, с которыми Windows 95 не очень то и ладит. У меня было несколько случаев, когда Pinnacle вообще наотрез отказывался устанавливаться в режиме Plug’n’Play на 486 машины (материнские платы которых поддерживали PnP). Приходилось настраивать все вручную — а это не всегда под силу рядовому пользователю Windows 95. Поэтому, если Pinnacle не хочет устанавливаться в режиме PnP, попробуйте сделать следующие вещи. Во-первых, проверьте, какая версия драйверов поставляется с только что купленным Pinnacle. На сегодняшний день последняя версия — это 3.02. Если у вас старые драйверы (а такое бывает очень часто) скачайте v. 3.02 на сервере Turtle Beach или перепишите драйверы у дилеров. Во-вторых, установите себе самую последнюю версию PnP BIOS, который работает с вашей материнской платой. Инсталляционные программы, которые перепрограммируют flash-память обычно доступны через Интернет, Если у вас нет к нему доступа — свяжитесь с магазином, где вы покупали компьютер, скорее всего вам там помогут. В-третьих, в BIOS’е освободите все системные ресурсы и включите PnP. То есть, напротив всех IRQ и DMA у вас должно стоять Enable, а напротив опции Resources Controlled By (или что-нибудь в том же духе) — Auto. Этим вы включаете режим Plug’n’Play и освобождаете ему пространство для работы. Если после проделанных операций звуковая карта все равно не устанавливается — лучше пригласите специалиста, так как борьба с Pinnacle и Windows 95 — это занятие не для слабонервных.
Кстати говоря, модули SIMM, которые используются для расширения памяти — еще одно «узкое место» звуковой карты. Когда я устанавливал Pinnacle в компьютер, то в моем распоряжений было четыре разных модуля. Из них работоспособными оказались всего два, причем с материнской платой совершенно нормально работали все четыре. Поэтому при покупке как Project Studio так и просто Pinnacle лучше просите дилеров Turtle Beach установить на карту уже проверенные модули SIMM, даже они будет стоить немного дороже — таким образом вы можете сэкономить много своего времени. А если все-таки соберетесь покупать самостоятельно, то помните, что Pinnacle не «понимает» EDO-память — ему требуются FPM модули SIMM со временем доступа 60-70 нс. Кроме этого, чем больше чипов установлено на модуле — тем лучше (у меня не стали работать с картой именно четырехчиповые SIMM’ы).
После установки драйверов с компакт-диска инсталлируется все программное обеспечение. Это занимает еще несколько минут и студия звукозаписи полностью готова к работе, естественно, если вы подключили MIDI-клавиатуру, микрофон и колонки, которые надо приобретать отдельно. Кстати говоря, включение в комплект Project Studio перечисленных предметов (или хотя бы клавиатуры и микрофона) — это пища для размышления инженерам Turtle Beach, ведь подобный шаг полностью бы соответствовал идеологии «студии в одной коробке». Да и раньше фирма выпускала очень популярный набор Crescendo — комбинацию платы Maui и MIDI-клавиатуры. Так что идея уже принята пользователями.
Звучание. Тех музыкантов, которые рассчитывают на выдающееся звучание GM-набора инструментов от фирмы Kurzweil придется сильно разочаровать. Чип MA-1 (основа MASS) не имеет ни малейшего отношения к чипам, стоящим в знаменитых автономных синтезаторах K2000, которые, например, используются группой Pink Floyd (в последнее мировое турне они возили аж целых шесть K2000). Звуки, «зашитые» в ROM MASS очень близки к звукам других мультимедийных синтезаторов, установленных на карты типа Tropez Plus или Sound Blaster AWE 32/64 — причем GM-набор Sound Blaster’ов мне, пожалуй, нравится даже больше.
При прослушивании стандартных MIDI-файлов через Pinnacle меня не оставляло ощущение некой «топорности», грубости звука, и это несмотря на 20-битные ЦАП и практически полное отсутствие шумов. Когда же я послушал все инструменты GM-набора по отдельности, играя с клавиатуры, то это ощущение только усилилось.
Синтезатор Kurzweil HOMAC, установленный на дочерней плате звучит уже более достойно (хотя имеет только 16-битные преобразователи — вот парадокс!), однако некоторая грубость все равно сохраняется. В целом, и он не сильно выходит за рамки обычных мультимедийных устройств. Так что прорыва в звучании GM-синтезаторов звуковых плат, который так ожидался в свое время от Pinnacle не произошло.
А вот семплерная часть синтезатора MASS обладает уже профессиональными возможностями и очень хорошим звучанием. До недавнего времени, правда, всеми этими возможностями вряд ли можно было воспользоваться — не было соответствующего программного обеспечения. Но, наконец, появилась программа Pinnacle Patch Editor (Wave Patch II), при помощи которой Pinnacle превращается в очень серьезный инструмент для создания музыки. Эта программа в комплект поставки Project Studio не входит по причине абсолютной новизны, но ее совершенно бесплатно можно переписать у любого официального дилера фирмы Turtle Beach.
Когда я начал знакомится с Pinnacle, очень приятным сюрпризом стала возможность загрузки в память звуковой карты больших семплов. Пользователям карт, основанных на синтезаторах Wave Front (Tropez/Tropez Plus/Maui) и EMU8000 (Sound Blaster AWE 32/64) очень сильно портит жизнь ограничение на загрузку в память семплов размером более 1 Мб. Владельцы же Pinnacle могут работать с семплами любого размера (я лично загружал wav-файлы по 16 Мб — именно столько памяти было установлено на карте).
А теперь, плачьте пользователи карт Sound Blaster серии AWE и младших моделей Turtle Beach — синтезатор Kurzweil MASS позволяет иметь до 32 слоев (layers) семплов, для каждого из которых есть свой собственный алгоритм сдвига высоты тона (pitch), два фильтра, каждый из которых имеет столько параметров редактирования, что перечислять их бессмысленно и отдельный усилитель! Тем, кто привык работать, например, с четырьмя леерами синтезатора Wave Front, трудно представить возможности, открывающиеся перед владельцами Pinnacle для создания своих собственных звуков!
Для тех, кто никогда с семплерами не работал, немного поясню, как устроены банки инструментов, для того, чтобы можно было оценить грандиозность замыслов разработчиков Turtle Beach. Итак, банк, который находится в памяти (не важно какой — ROM или RAM) состоит из пэтчей (patch) или, по другому, инструментов — в GM-банке, например, этих пэтчей ровно 128. Каждый пэтч представляет из себя комбинацию семплов — обычных wav-файлов, организованных в слои или лееры, которые могут накладываться друг на друга — при нажатии клавиши на MIDI-клавиатуре, таким образом, вы можете одновременно слышать не один семпл, а несколько. А так как каждый леер редактируется произвольным образом (изменения формы волны, использование обычных и управляемых генераторами фильтров, изменение высоты тона семпла и т.д.), можно добиться самого необычного звучания. Так вот представьте себе, что отныне каждый пэтч может состоять из 32 обработанных произвольным образом, одновременно звучащих семплов любого размера! Лично я в это не верил (считая что подобные возможности — не более чем рекламный трюк фирмы Turtle Beach), пока не попробовал сам.
В комплект поставки Pinnacle Project Studio входит 12 дополнительных банков, которые можно загружать в RAM. В каждом из банков есть 7-10 инструментов. Звучат все они просто на порядок лучше, чем GM-набор, записанный в ROM. Я лично сразу нашел для себя штук 15 пэтчей, которые тут же пошли в работу. Кстати говоря, если на Pinnacle установить 48 Мб оперативной памяти (32 + 16 Мб), то у вас в руках будет серьезный профессиональный семплер, с которым можно уже полноценно работать. Единственная ложка дегтя, в бочку меда Pinnacle — это временное отсутствие компакт дисков со звуковыми библиотеками. Но в самое ближайшее время они появятся в довольно большом количестве — об этом мне поведали в фирме Мультимедиа Клуб, которая является главным отечественным производителем звуковых библиотек для карт Turtle Beach.
Тем же пользователям, которые ждать выхода библиотек не хотят, могу посоветовать зайти по адресу http://www.tbeach.com/tbs/pinn/patchlibs.htm — там вы найдете для свободного скачивания 31 банк инструментов для Pinnacle (в формате .pbf, для чтения которого требуется Patch Editor или Patch Librarian — через Control Panel банки в этом формате не загрузишь). Кстати, меня удивило, что в момент написания статьи на сервере Turtle Beach ни слова не было сказано о появлении программы Patch Editor, хотя в Москве она уже свободно распространялась.
Программное обеспечение. Основой Pinnacle Project Studio является программа Digital Orchestrator Plus — секвенсер с возможностью записи «живого» звука (именно этим она отличается от MIDI Orchestrator Plus — программы, aoiayuae a eiiieaeo iinoaaee Sound Blaster AWE 64 Gold).
Этот секвенсер обладает довольно развитыми возможностями записи и редактирования, как MIDI-событий, так и аудио, и он действительно может служить основной программой в полупрофессиональной студии, несмотря на отсутствие некоторых крайне полезных вещей, типа обработки звука в режиме реального времени или шаблонной квантизации MIDI-треков. Он очень похож на все остальные программы такого типа и отличается, в первую очередь, своей небольшой ценой — Cakewalk или Cubase стоят существенно дороже.
Как я уже говорил, Pinnacle Project Studio — продукт, ориентированный, в первую очередь на не очень опытных пользователей. Поэтому очень ценным выглядит Видео консультант Orchestrator Plus — программа обучения работы с секвенсером. Обучение, естественно, проводится на английском языке, но все уроки настолько наглядны, что можно научиться пользоваться Оркестратором и не слушая голос диктора, которым сопровождается показ.
Кроме секвенсера в комплект поставки входит Patch Librarian — программа работы с банками инструментов, загружаемых в память. Представляет она из себя бледную тень Patch Editor’а и имеет смысл только в отсутствие оного. Но, как уже говорилось, сейчас все проблемы с редактированием семплов решены полностью.
Остальные программы — это стандартный набор утилит, который входит в поставку любой звуковой карты: Audio Station 2 — имитатор стереокомплекса, Audio View — простенький аудиоредактор, MIDI Orchestrator — MIDI микшер и т.д.
Резюме. Очень хороший базовый набор для создания музыкальной студии, предназначенный, в первую очередь для пользователей, которые не чувствуют в себе уверенности в своих силах для собирания студии по частям или испытывающих страх перед недрами компьютера. Остальным все же логичней купить просто звуковую карту Pinnacle, которая стоит дешевле.
Достоинства: звук и функциональные возможности вне конкуренции.
Недостатки: временное отсутствие большого количества звуковых библиотек, возможные проблемы с подбором модулей памяти, очень средненький GM-набор инструментов (от звуковой карты такой стоимости хочется большего)