Вайшнавские праздники

shivaratri

Содержание:

Шива-ратри

Подобный праздник впервые состоялся в московском храме год назад. Храм кришнаитов на Беговой — это практически единственное в столице России индуистское святилище. Индийцев здесь можно встретить ежедневно, а по выходным и праздникам — вообще не протолкнуться. Так что все чаще большие празднования приходится растягивать на несколько дней или проводить параллельно еще и подмосковном храме близ станции Катуар.

По мнению пуджари Вишнураты Даса, «празднование Шива-ратри на Беговой может также послужить и хорошим примером межрелигиозного сотрудничества, дефицит которого ощущается ныне особенно остро». В поклонении Шиве приняли участие индийские студенты и бизнесмены, проживающие в Белокаменной, в том числе, члены Ассоциации индийцев Москвы, а также отечественные последователи ведической традиции.

Ю. ПЛЕШАКОВ 381 9903

*************

Семинар доктора Зака в Московском храме

В московском храме Кришны прошел однодневный ознакомительный семинар по практике разрешения конфликтов и споров. Его провел видный американский ученый, профессор Гарвардского университета Арнольд Зак, один из самых авторитетных в мире экспертов в области конфликтологии. Доктор Зак возглавлял Национальную арбитражную академию США, а также комиссию Международного валютного фонда по системам разрешения конфликтов. К его услугам в качестве эксперта и консультанта неоднократно прибегали Международная организация труда ООН, правительства Израиля, Южной Африки, Австралии и Греции. А. Зак обладает учеными степенями ряда высших учебных заведений, в том числе, Гарвардской школы госслужбы. Ныне ученый преподает методику разрешения конфликтов в Йельской юридической школе и ведет учебный курс по Гарвардской программе для профсоюзов. А. Зак — автор двенадцати книг по урегулированию споров и трудовому праву. Кроме того, ученый оказывал консультационные услуги для ряда религиозных организаций католиков, иудеев, индуистов.

По признанию ученого, Международное общество сознания Кришны (МОСК) выбрано им в качестве поля деятельности не случайно. Это объясняется наибольшей среди религиозных организаций открытостью МОСК, его демократичностью, уважением к правовым нормам и готовностью к диалогу, в том числе, межрелигиозному. Во всех случаях злоупотреблений в общинах МОСК в мире, в частности, в США и Германии, инициаторами расследования властей выступали сами верующие, заботившиеся о чистоте своих рядов и поддержании древних духовных традиций.

А. Зак считает, что введение в религиозных общинах системы урегулирования споров АДР (Alternative Dispute Resolution) представляет собой уникальный в своем роде эксперимент. «Обучение руководителей общин АДР на добровольных началах согласован с Высшим руководящим советом МОСК, — объяснил президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхактивигьяна Госвами (Вадим Тунеев). — Я думаю, что такая попытка вполне оправдана, поскольку МОСК — это крупное духовное движение, вобравшее в себя верующих разных национальностей и возрастов. Использование подобных методов вполне целесообразно. Так преодолеваются препятствия, мешающих духовному взрослению человека. Более того, методика позволит не только разрешать внутренние неофитские разногласия, но и стать гарантом успешных церковно-государственных отношений. Кроме того, волонтеры нашей религиозной организации часто выполняют миротворческие функции в горячих точках страны и потому нуждаются в специальных знаниях».

Ю. ПЛЕШАКОВ 381 9903

*************

Раманавами — явление Господа Рамачандры

Во время празднования в Москве Раманавами на алтарь вознесли более тысячи различных яств.

Неофициальный рекорд нашей страны установили члены столичной вайшнавской общины, приготовив и вознеся на алтарь для освящения свыше 1000 различных праздничных блюд традиционной вегетарианской кухни.

В Москве Раманавами официально отмечается уже в 14-й раз. В его праздновании приняли участие несколько сот вайшнавов-кришнаитов и столичная индийская община — студенты, бизнесмены и члены их семей, а также москвичи, интересующие индийской культурой. Агнихотра в МосквеПрограмма Раманавами включала в себя красочный огненный обряд Агни-хотра, пение благоприятных ведических гимнов, бхаджанов (песен-молитв) под аккомпанемент классических восточных инструментов. Огромный интерес собравшихся вызвала рецитация на индийских языках глав из Рамаяны в исполнении индийцев. Вечер Раманавами завершился угощением из множества деликатесов традиционной вегетарианской кухни и храмовым богослужением Арати. Раманавами встретили также в единственной московской ведической гимназии Бхактиведанта-гурукула и подмосковном храме Шри Шри Гаура-Нитай.

«Мы рады, что у нас всегда есть возможность ощущать связь с нашей традиционной духовной культурой, — подчеркнул президент Ассоциации индийцев Москвы Санджит Кумар Джха. — Всегда распахнутые гостю двери храмов общин сознания Кришны — это пример того, как работает народная дипломатия. Особенно это актуально сейчас, когда целые народы подпадают под влияние некоей центробежной силы. Как всегда, в трудные времена человеку помогает обращение к истории. Легендарный царь-воин Рама как олицетворение справедливости и заботы лидера о гражданах служит примером для подражания».

Праздник Раманавами считается одним из наиболее любимых в Индии. Жизнеописание Рамы дошло до нас из глубин веков в эпосе «Рамаяна» мудреца Вальмики. По преданию, Рама жил в ведическую эпоху Трета (два миллиона лет назад) на земле Айодхьи. Накануне коронации его отец, царь Дашаратх внезапно повелел наследнику отправиться в изгнание на 14 лет. В своих скитаниях Рама, сопровождаемый красавицей-женой Ситой и братом Лакшманом, совершил множество чудесных подвигов и одержал победу над злокозненным демоном Раваной. После возвращения в Айодхью Рама явил миру еще и образец праведного правления и разумной государственной политики.

Ю.ПЛЕШАКОВ
381 9903

*************

Нарасимха-махотсава, древний ведический праздник победы добра над злом

15-17 мая, Москва.

Не менее двух тысяч гостей побывало в столичном и подмосковном храмах Кришны в течение трехдневного празднования одного из наиболее популярных индуистских праздников весеннего сезона Нарасимха-махотсава. Этот праздник, широко отмечаемый в России уже в 14 раз, нередко называют самым древним на планете праздником победы добра над злом. Он посвящен спасению благочестивого мальчика Прахлады от гибели, которой ему угрожал его отец-безбожник. Чтобы защитить Прахладу, бог Кришна явился в облике человекольва («нара» означает на санскрите «человек», а «симха» — лев») и в схватке играючи одолел кичившегося своей силой демона.

Хотя обычно Нарасимха-махотсава длится день или сутки, в Москве ведические праздники растягиваются на два, а то и три дня, ввиду все увеличивающегося числа желающих принять участие (прежде всего, индийцев) и невозможности тесных святилищ вместить всех сразу.

В честь Нарасимха-махотсавы в единственном в столице храме Кришны на Хорошевском шоссе были совершены красочный огненный обряд Агнихотра и редкий обряд омовения Божества Нарасимхи (в алтарях российских кришнаитских храмов установлены другие Божества — Чайтаньи и Нитьянанды). По традиции эти и другие ритуалы, которыми благодарят Господа за победу, сопровождались пением благоприятных ведических гимнов, танцами и духовной музыкой. Большой праздник в честь ведического «Дня победы» был устроен в лесном подмосковном храме Кришны близ станции Катуар.

Помимо традиционного чтения священных писаний, которое провел президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР), саньяси Бхактивигьяна Госвами, и совместного пения молитв на санскрите и бенгали, впервые были организованы различные спортивные состязания. Любопытно, что в игре в волейбол приняла участие команда индийцев, сформированная из гостей праздника. Перед вечерним богослужением всем гостям было роздано праздничное угощение из нескольких блюд деликатесной вегетарианской кухни. Пришелся по вкусу праздник и любителям романтики — для них на лесной поляне близ храма был разожжен костер, вокруг которого до рассвета звучали духовные бардовские песни.

По мнению почетного гостя Нарасимха-махотсавы, президента Ассоциации индийцев г. Москвы индийского бизнесмена Санджита Кумара Джха, праздник, организованный ЦОСКР, «стал новой яркой иллюстрацией живого диалога культур, крепнущей дружбы двух народов». «Нынешний Нарасимха-махотсава оказался к тому же своего рода духовной прелюдией предстоящего визита премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в Россию по приглашению Владимира Путина», подчеркнул индийский общественный деятель, который, кстати, будет руководить индийской частью культурной программы визита Ваджпаи. Праздник Нарасимха-махотсава состоялся во всех храмах и общинах ЦОСКР, которых теперь насчитывается, по данным этого крупнейшего в стране индуистского религиозного объединения, свыше 70.

Ю. ПЛЕШАКОВ 381 9903

**************

400-летие со дня ухода крупнейшего вишнуитского богослова ДЖИВЫ ГОСВАМИ

5 января российские кришнаиты, наряду со своими единоверцами в других странах, отметили день ухода из этого мира 400 лет назад крупнейшего вишнуистского богослова Дживы Госвами (1518-1603).

По этому поводу, в частности, в московском храме Шри Шри Даял Нитай Шачисута и подмосковном храме Шри Шри Гаура-Нитай состоялись чтения жизнеописания этого святого и одного из его наиболее эзотерических произведений — Гопала-чампу. Джива Госвами был племянником Рупы Госвами и Санатаны Госвами, двух других апостолов почти забытой к тому времени традиции бхакти (преданного служения Богу как личности), возрожденной бенгальским святым Шри Чайтаньей (1486-1534). Джива — младший из шести учеников Чайтаньи, отшельников-саньяси, которые взяли на себя поистине титанический труд по научному изложению и обоснованию бхакти. Буквально с юношеских лет Джива проявил себя как яркий ученый, обладающий обширнейшими познаниями. К наиболее известным трудам Дживы Госвами относятся, например, такие выдающиеся трактаты как шесть «Сандарбх», описывающих природу живых существ и Бога, причины попадания души в материальный мир и пути ее возвращения в мир духовный.

Джива Госвами также принимал деятельное участие в восстановлении священного Вриндавана, где 5 тыс. лет назад, по преданию, проходили деяния Господа Кришны. Во Вриндаване святой прожил приблизительно 65 лет. Всего Дживе Госвами принадлежат по меньшей мере 400 тыс. санскритских стихов, что превышает объем всех 18 сакральных текстов индуизма — пуран вместе взятых.

По словам руководителя Вайшнавского универститета брахмана Радха Дамодара Даса (Сергея Зуева), в Международном обществе сознания Кришны предпринимаются последовательные шаги по изучению трудов Дживы Госвами. В ряде мест, например, в Маяпуре (Индия), Венгрии и Южной Африке, уже проводятся соответствующие семинары. Возможно, что со временем наследие Дживы Госвами откроется и россиянам, выразил надежду Радха Дамодар Дас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам (введите символы в цифрах) ***