Законы Ману: родственники, клан (9)

Родственные связи в древней Индии были довольно обширны и имели большое значение. Считается, например, что у человека может быть тысяча родственников (VIII.98). Множественность родственных связей почитается наряду с богатством и родовитостью (VIII.179).

Родственники по отцу (джнати), по свойству (самбандхи) и по матери (бандхава) (IV.179-185) составляют трехступенчатую родственную структуру. 1 Все они должны быть почитаемы (II.130-133).

В одной деревне живут лишь семьи, главы которых являются патрилинейными родственниками (джнати), родственники жены и матери живут в других деревнях (III.119). Первые семь поколений родственников считаются сапиндами и саманодаками, родство саманодак прекращается после 14 колена или «когда происхождение и родовое имя неизвестны» (V.60). Таким образом, группа родственных семей экстерриториальна. Для сапинд, «живущих вблизи», т.е., видимо, для джнати, установлен, например, более строгий ритуал очищения в случае смерти родственника, чем для сапинд и саманодак, живущих в отдаленной местности (V.57-59, 61-81).

При отсутствии наследников в семье умершего, имущество поступает в распоряжение ближайшего члена гетры (рода) (IХ.165). В первую очередь этим правом пользуются сапинды, затем другие дальние родственники, наконец, учитель или даже ученик (IХ.187). Близкие родственники имеют право получить вклад умершего (VIII.186). В отличие от неродственника, родственник, продавший собственность другого родственника, вором не считается, но если он сделал это вопреки воле настоящего собственника, то обязан заплатить штраф (VIII.198).

О существовании общности экономических интересов, хозяйственной взаимопомощи свидетельствует также и обязанность родственников, даже разделившихся, уплатить долг умершего (VIII.166), кроме совершенного им из-за пьянства, проигрыша или легкомыслия (VIII.159). Наличие круговой поруки не позволяет допускать родственников в качестве свидетелей в судебных делах (VIII.64).

Группа родственных семей экзогамна: запрещены браки и незаконные связи с женщинами, принадлежащими к гетре (роду) отца и являющимися сапиндами со стороны матери (III.5), том числе, сестрами, дочерьми сестер отца, сестер матери, братьев матери и др. (ХI.59,171-173).


1 См.: Алаев Л.Б. Сельская община в Северной Индии. С.42.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Анти-спам (введите символы в цифрах) ***