Они строго эндогамны: жену следует брать только той же варны (III.4,12; VII.77) и касты (IХ.86; Х.5). Жениха («из хорошей семьи») отец выбирает еще до совершеннолетия своей дочери (IХ.88), но если такого не находится, то «девушке, даже совершеннолетней, лучше оставаться в доме отца до самой смерти, чем быть отданной им когда-нибудь в жены человеку, лишенному хороших качеств» (IХ.89), т.е. не «равного себе» (IХ.90). Девушка за связь с мужчиной более низкого происхождения подлежит заточению в доме (VIII.365). «Низший, соединившийся с высшей, заслуживает телесного наказания» (VIII.366): шудра — вплоть до смертной казни, вайшья — заточения на год с конфискацией имущества, кшатрии и брахманы — денежного штрафа (VIII.374-385). Не следует жениться даже на носящей в качестве имени названия низшей касты (III.9).
Равными но происхождению считаются лишь сыновья, рожденные от равных женщин — они остаются в касте отца; рожденные от жен, низших по происхождению, переходят в низшие касты (Х.6-13) — это браки прямого порядка (анулома) (Х.25); рожденные от жен высших переходят в еще более низшие касты (Х.14-17) — (браки обратного порядка (пратилома) (Х.25) более порицаемы. Брахман, женившийся на шудрянке, лишается брахманства (III.17; IХ.87), потомство дважды рожденных от низкорожденных женщин низводится к положению шудры (III.15), рожденные от ария и неарийки или неария и арийки недостойны посвящения — «второго рождения» (Х.67-68). «Как хорошее семя произрастает на хорошем поле, так рожденный от ария и арийки достоин всякого обряда» (Х.69).
Считается, что все варны произошли от сыновей Ману (III.197), бесчисленные потомки которых породили предков; от предков произошли боги, от богов — «весь движущийся и недвижимый мир» (III.193-201). Поэтому «предки — изначальные божества» (III.192) и «обряд в честь предков важнее обряда в честь богов» (III.203). Такое предпочтение родовых предков перед общими для всех богами говорит о существовании в каждой касте и гетре (в общих рамках ведийской религии) своих собственных, главенствующих верований и культов. Отсюда брахманская традиция объясняет и происхождение особых дхарм для отдельных варн, каст и семейств (I.28-32,118; VIII.41,46).
Эндогамия и обособленные культы свойственны в такой же мере и первобытным племенам. Главной отличительной чертой варн и каст является наследственный круг занятий, определяющий весь образ жизни. «Надо ходить по тому пути добродетельных, по которому ходили отцы, по которому ходили деды; идущий этим путем не погибнет» (IV.178). «Надо избегать богатства и удовольствия, которые несогласны с дхармой» (IV.176) и жить следует в соответствии с родом деятельности, богатством и происхождением (IV.18). «Люди, даже находящиеся вдали, исполняющие присущие им дела, придерживающиеся присущих им занятий, угодны для народа» (VIII.42).
«А для сохранения всей этой вселенной он, пресветлый, для рожденных от уст, рук, бедер и ступней установил особые занятия. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия. Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие — для вайшьев. Но только одно занятие Владыка указал для шудры — служение этим варнам со смирением» ( I.87-91; см.: VIII.410,413-414; IХ.326-335; Х.74-123; ХI.236). «Брахманы, кшатрии и вайшьи — три варны дваждырожденных, четвертая же — шудры — рожденные один раз, пятой же нет» (Х.4).
Только брахман может обучать Веде, делать жертвоприношения для других и принимать дары (Х.1.77). Объединившись с кшатрием, они оба «процветают и в этом мире и в ином»(IХ.322). Вайшьев и шудр они должны ревностно побуждать исполнять присущие им дела, иначе вайшьи и шудры «потрясают этот мир» (VIII.418). Однако принуждать к услужению дважды рожденного, в том числе вайшья, нельзя (VIII.412). Шудре, не могущему служить дваждырожденным, разрешено заниматься ремеслом (Х.99-100), но все же лучшее дело для него — обслуживание брахмана (Х.121-123).
Брахман в крайних обстоятельствах может следовать дхарме кшатрия или вайшья, но с определенными ограничениями (Х.81-93), всегда избегая услужения (IV.6,159-160). Семьи, пришедшие к такому образу жизни вследствие «дурных браков», неисполнения обрядов, пренебрежения к изучению Веды, «скоро погибают» (III.63-65). Если член низшей касты «из жадности живет занятиями высших», он изгоняется даже из своей касты (Х.96), как и за другие преступления (VIII.112; ХI.68): «лучше своя дхарма, плохо исполненная, чем хорошо исполненная чужая» (Х.97). Уклоняющиеся от свойственных им занятий «становятся слугами дасью» (ХII.70). В касты, стоящие ниже четырех варн, удел которых «нечистые», презренные занятия (умерщвление животных и приговоренных к смерти, обработка кожи и др.), переходят отказывающиеся от «исполнения дел, присущих каждой варне» (Х.24) и потомство от смешанных браков (Х.40.46).
К сведениям о происхождении такое же строгое отношение, как и к соблюдению варнами круга установленных занятий. Сказанная просто из дерзости неправда о своем происхождении влечет за собой крупный штраф (VIII.273); в более серьезных случаях она приравнивается к самому страшному преступлению — убийству гуру (учителя, духовного наставника) (ХI.56). Отсюда следует вывод о тесном переплетении родственных и трудовых начал: родовой организации, обособленной эндогамией и наследственными занятиями и организации профессиональной, доступ в которую ограничен происхождением. Они лишь совместно образуют кастовую систему, обусловливая друг друга и терял свое значение по отдельности. Как запрещено заниматься «несвойственным», т.е. не наследственным делом, несмотря ни на знания, ни на умения, ни на способности, так и самое высокое происхождение — брахманское — без знания мантр и исполнения обетов не считается авторитетным (ХII.114).